Ещё раз о духовном здоровье

Когда меня спрашивают про уныние, привожу очень простую духовную формулу: " Уныние = гордыня + страх". В сумме оно так и есть. Гордыня — это результат завышенного, можно сказать, сильно завышенного чувства собственной значимости (не путать с самооценкой, это несколько иное) , а страх есть наша глубинная сущность, опирающаяся не только на инстинкты, что нормально, но и на привычки, а также на всё, что может выбить нас из седла, а это всегда потеря сил и здоровья, чего ох как не хочется, а потому и страшно. И в этом много верного, но речь пока не о страхе, а об унынии. Интересно рассмотреть эту формулу, меняя местами составляющие – почти школьная арифметика, а показательно очень. Получается, что если от уныния отнять гордыню, то остается страх, то есть неуверенность. А если из уныния вычесть страх, то останется гордыня, и человека понесет, что называется, вразнос. А потому страх в данном случае является, пусть и отчасти, но сдерживающим фактором. Только вот не полезны ни уныние, ни гордыня, и даже страх неполезен для того, что называется жизнью по благодати, а это бывает тогда, когда в душе вашей мир. В общем-то стяжать такое состояние — это мужественно и благородно, ибо уныние, страх, а тем более гордыня делают из нашей души посмешище и крайне нам вредят. И это я сказал мягко, отведя в сторону то, что они просто ведут душу в погибель! Вместо того, чтобы жить в благочестии и чистоте, человек надрывается, стараясь увековечить собственную глупость под заунывный вой, боязливое дребезжание и горделивое побрякивание заслугами, как правило, липовыми. Эдакий куст, который внутри пуст, а может, и пустой бочонок, который гремит так, что от него в пору начать шарахаться. Нет, я не говорю, что надо сразу шагнуть в чистую воду, хотя крещенская купель всё и омыла в нас, но на время, ибо всякие руки грязнятся заново, а потому и надо держать в сознании то, что хорошо, что — не очень, а что и совсем плохо, а понимая, следовать по мере сил тому, чтобы не впускать в себя лишнего, не давать гордыне наедаться вашими ошибками до, простите, душевной дресни. Этому непростому делу всей жизни способствуют здравый ум и минимальное потакание разного рода химии, которую мы заливаем в нашу утробу нашими же руками. Так что бороться с глупостями горделивого нрава под градусом чревато тем, что вытопчете всё, что нужно и ненужно.
Правда, иногда пьянство идет на подмогу Богу в Его борьбе со всё той же гордыней. Горделивым Бог попускает напиваться до свинячьего визга, дабы потом в ход шла их совесть, а та ест и пилит основательно. Только пьющий знает, что такое настоящий стыд. Вот и макает Господь его лицом в помои пьянства, дабы совесть вразумляла горемыку, доводя до понимания того, что делается в этой жизни по уму, а что — по недоумию. Нередко наблюдал, как пьющие, если они не под градусом, менялись в сторону очищения души, становясь покладистыми и уступчивыми, пока зеленый змий не рванет их снова за горло и не напомнит о себе, а там уже бесня подтянется и начнет вытряхивать из бедолаги такое, что мало не покажется даже самим чертям.
И опять вернусь к унынию. Почему уныние считается самым тяжким состоянием для нашей души? А потому, что оно, напоминаю, без гордыни или страха не существует. Так что делайте выводы все, кто обижен на то, что с ним не так поступили.
Когда со мной случается такое, что кто-то наступает мне на больное место, сразу благодарю Бога: это Он меня лечит напоминанием, что о мой пряник можно сломать зубы, и этим травит во мне мою же гордыню — не будь её, уныние бы на меня не напало. От страха избавиться непросто: здесь нужны вера и всецелое упование на Бога, а это очень нелегко, да и вряд ли возможно, если нет любви. Вот вам и ответ: ищите любовь в себе, а всё остальное приложится. Не ищите того, чтобы вас любили. Не вам об этом печься. Ищите того, чтобы полюбить, а любить самим – в этом и есть основа духовной жизни и духовного здоровья, и только в этом!

Терентий Травник. Из книги "И ветер следы оставляет ".
(0 пользователям это нравится)