Вечерняя беседа после публикации статьи "Тридцать тысяч дней и ночей"

Лена Логунова: Круги ада... Я вряд ли смогу это понять, разве что проанализировать с целью, в какой круг ада могу попасть. И давний мой абстрактный вопрос: если человек порядочный и добрый не верит в существование Бога, но не хулит его, имеет совесть и старается исправить свои ошибки, за что его в ад?

Терентий: Это догматические ошибки. Надо решать всё по любви. Догмы для тех, в ком мало любви. Когда она увеличивается, то догмы тают и справедливость сменяет милосердие. Я плохо понимаю, что такое рай, но о том, что касается ада, много думал, читал, и представление сложилось. Полагаю, что ад — это не наказание, а избавление. Не думаю, что там сплошные муки. Это придумано для тех, кто многого еще не понимает. Ад — это место абсолютной ненужности, а душа, впрочем, всё равно живет в вечности. Если человек порядочный и добрый не верит в существование Бога, но не хулит его , имеет совесть и старается исправить свои ошибки... Что ему мешает поверить и принять Бога? Ответ простой: гордыня! Чудовищное ослепление сердца. Увы, каким бы он ни был хорошим, гордыня не дает ему слиться с любовью. Фарисеи в общем-то были лучше многих, но именно они и убили Христа, хотя были и порядочными, и добрыми, и совесть имели, и старались исправить свои ошибки, и не хулили Бога...

Лена Логунова: А много ли среди верующих победивших гордыню? Я вот могу только время от времени замечать её в себе и стараться её притушить.

Терентий: Гордыню побеждает и верующий, и не верующий. Просто у верующих больше возможностей, но и гордыня в них более лютая, ведь они законники, а гордыня очень любит книжников, ведь такими их делает омертвелость сердца… Господь уничтожает в нас гордыню только через страдания и через то, как мы их проходим. Он посылает нам по силам болезни, потери близких, предательства, беды, паники и тревоги. И всё это для того, чтобы мы поняли: ничего не можем без Него сделать. Ему прежде всего нужно наше обращение, а не только посты и хождение по храмам, что, конечно, тоже является важным.

Лена Логунова: Вернемся к творению Данте... Это, надеюсь, всего лишь образы? Как может быть избавлением пребывание не просто в муках, а в муках вечных? Я могу принять творение Данте только как страшилку, заставляющую человека вглядеться в свои грехи…

Терентий: Это не страшилка. Там нет ничего страшного. Это схема и принцип. Страшилкой её выставляет всё та же гордыня, дабы нивелировать тему. Нам хватает температуры, чтобы обделаться, а если бы случилось то, что описано у Данте, мы бы свихнулись, а потому и вытесняет это наше сознание. Оно и правильно. Впрочем, чтобы сойти с ума, то для начала нужно его иметь... А в грехи невозможно вглядеться. Их душа либо видит, либо нет. Вы можете всё осознавать, но не видеть греха. Когда открывается греховное видение, то сразу начинаются изменения в жизни, причем очень непростые. Господь не дает видеть все грехи, потому что если Он это сделает, мы увидим: на нас клеймо ставить некуда, а это очень расстраивает. Мы все Его должники.

Лена Логунова: Но вы говорите, что это правильно, когда творение Данте вытесняет наше сознание. Не с помощью ли гордыни?

Терентий: Гордыня вытесняет все, что способствует нашему исцелению. Творение Данте целительно, но гордыня его перевернула в фарс. Дьявол крайне умен.

Лена Логунова: Но есть ведь и такие грехи, весьма привычные, о которых знаешь, но просто с ними не справляешься…

Терентий: Если знаешь и не справляешься, то значит, знаешь и понимаешь не сердцем, а только умом. Ум в борьбе с грехами не помощник. Он не справится...

Лена Логунова: Как жить, если в душе своем ощущаю недостаток любви…Её хватает только для близких.. Даже о трагедии в Крокусе печалилась как-то отстраненно. Словно сил не хватало на искреннее, настоящее страдание. Помог Шаман. Его потрясающий " Реквием" наполняет искренней болью...

Терентий: Лена, у нас с вами потому не хватает сил на страдание, потому что имеет место быть возрастное выгорание эмоций. Это природа.

Лена Логунова: Человек, наверное, состоит из духовных падений и взлетов?

Терентий: Человек состоит из того же, что и Господь. Видимо, оба взлетают и падают, но важно не это, а смысл оного.

Лена Логунова: Знаете, когда я думаю о Боге или молюсь (вот и сейчас это случилось) мое тело начинает тихонько и приятно вибрировать...

Терентий: Может от молитвы, а может и физиология. С чем вы соотнесете, с тем и будет.

Лена Логунова: Если мне стыдно, что согрешила, если искренне ощущаю вину перед Богом - это только от ума?

Терентий: Не только, но сначала ум пытается с нами играть. И потому мы ищем выход рациональный а это — запрос ума.

Лена Логунова: Как отличить понимание умом от понимания сердцем?

Терентий: Ум всегда конструктивен, он ищет решения и находит, что часто пестует гордыню, но и это неплохо. Когда же просыпается сердце, то человек решает задачу принятием, терпением и смирением. Сердце не воюет с грехом, оно благодарит за те испытания, которые взращивают в нем силу духа, и тогда грех отступает, ведь он немощен пред смирением духа, поэтому Христос и начал свою проповедь именно с этого. Может, это видится странным, но я скажу: всякое конструктивное решение, любая логика и всякий анализ отдаляют нас от Бога. Эго полагается на себя, а потому у него и нет необходимости в Боге. Да, работа ума — это более результативно в отличие от принятия Бога. Только вот принятие эволюционно, а конструктивное решение —нет. Логика необходима в тактике, но не в стратегии. Борьба с грехами – не тактическая тема, а стратегическая.

Лена: Простите, Терентий, но я не особо понимаю, чем отличается тактика от стратегии. И еще: Заповеди исполняются только сердцем ? Не в этом ли их сила?

Терентий: Тактика — это сама выбранная нами молитва, а стратегия —это смысл того, почему мы молимся. Тактика — это чем стрелять, а стратегия — ради чего это делать. Тактика законна в виде статей, а стратегия решает, быть правосудию или нет. В общем так. А Заповеди да, исполняются именно сердцем. И любое тактическое исполнение Заповедей чревато законничеством и фарисейством. Это как любить по контракту и здравому смыслу. Христос и христианство — это прежде всего стратегия, а какие будут свечи и с чем испечем куличи — это тактика. Она нужна, но не определяет наше с вами спасение.

Лена: Спасибо, Терентий. Это очень важно - искать путь к спасению.

Терентий Травник. Из книги "И ветер следы оставляет ".
(0 пользователям это нравится)