14 января 2022 года. Продолжение...Встреча с поэтом и публицистом Терентием Травником

Елена Логунова спрашивает:

Вопрос: В наше время отчетливо нарисовалась проблема — свобода ребенка. Оставлю в стороне промахи ювенальной юстиции ради вопроса: насколько важным является уровень свободы ребенка в семье? Мне видится, что чрезмерный родительский контроль — в ущерб любви. Как вы думаете, Терентий, где золотая середина?

Терентий: Если говорить о золотой середине, то я прежде всего за родительский контроль. Вот только контролировать нормально могут далеко не все. Для того, чтобы контроль был правильным, надо прежде всего заинтересовать вашего ребёнка, раскрыть в нём то, что действительно ему нравится, и уже через это поднимать свой авторитет. Контроль – это прежде всего родительский авторитет, а не требования от ребёнка того, чего бы вам самим хотелось. Без авторитета ничего не получится. Отпускать ребёнка до определённого возраста на свободу не стоит. Обычно это делают тогда, когда он просто мешает. Есть родители, которые прикрываясь свободой по отношению к собственному чаду, таким образом решают свои дела. Это неправильно и нечестно. Дети нуждаются в опекунстве, внимании, заботе и любви, а не в свободе. А вот с 12 лет свобода сама заберёт от вас вашего ребёнка. Это время, когда его не стоит сдерживать и принимать участие в его жизни следует только по его просьбе. Обычно правильное воспитание не вызывает проблем. Но воспитывать нужно до 12 лет. Потом этого делать уже нельзя, потому как такие действия приведут к отдалению ребёнка от вас. Воспитывают до полового созревания. Пубертатный период – это межличностная граница между вами и вашим ребёнком, за которую переходить нельзя. Те дети, которые в этот период неадекватно себя ведут, скорее всего были заброшены в период воспитания. Это упущенные дети. Теперь за вас их воспитанием займётся улица.

Ещё вопрос: Полностью согласна с вашим ответом, Терентий. Но хотелось бы услышать более подробное ваше рассуждение о родительском авторитете. В своей педагогической практике не раз сталкивалась с таким вот пониманием авторитета: у ребёнка должен быть сформирован страх "справедливого" возмездия за каждый проступок. А еще, бывает, что родители очень боятся уронить свой авторитет…

Терентий: Потерять авторитет крайне нежелательно и то, что родители этого боятся, вполне нормально. Всякое обучение и воспитание построено на авторитете, а потому сегодня в школах эта проблема стоит остро, когда учительница приходит в класс с тату или пирсингом. Она выравнивается с учениками, становится якобы «своя», но это и есть потеря авторитета. Обучение будет загублено. Что касается родительского авторитета, то он основан на нескольких позициях – образование, социальное положение, строгость и отсутствие вредных привычек. Специально не говорю о доброте, поскольку авторитет может быть потерян и при добрых родителях. Здесь важен статус, а не духовные качества. Последние потребуются, когда ребёнок войдёт в период полового созревания, а пока только социальный статус. Дети это поразительно тонко подмечают во взрослых. Если говорить о страхе справедливого возмездия, то скажу: добиваться его не следует. Страха вообще не должно быть, должен быть стыд, а это разные вещи.
Открою секрет: авторитетен тот из родителей, который не думает о себе и о том, как он выглядит в глазах ребенка. Это напускное, и в воспитании это заведомо проигрышный ход. Умничать, нравоучать – всё это не способствует авторитету. Надо уметь в должную минуту совершать правильное действие по отношению к ребёнку, и тогда авторитет закрепляется.

Linda Marts cпрашивает:

Вопрос: Борис Пастернак. Какую роль он сыграл в вашем творческом росте? Назовите нам поэтов, композиторов, художников и других людей, более других повлиявших на ваше мировозрение и творчество? В каком возрасте это случилось и каким образом? Возможно, Вы писали об этом в своих книгах, но можно рассказать об этом вкратце?

Вопрос: Иосиф Бродский. Что Вы скажете о нем? К тому же вопросу.

Терентий: С творчеством Бориса Леонидовича Пастернака я познакомился довольно-таки поздно — лет в тридцать, хотя впервые услышал одно из его стихотворений ещё в школе: мне прочитала его тогда моя одноклассница Катя Коварская. Это было знаменитое «Февраль. Достать чернил и плакать…». Признаюсь, что оно на меня произвело впечатление, но ненадолго, потому как весь мой ум был занят живописью и музыкой, скорее, одной только музыкой. Но стихотворение, подобно зерну, упало в мою душу и стало набирать силу, чтобы взойти к сорока годам моей жизни — как раз тогда я и сам обратился к поэзии. С этого момента стихи Пастернака для меня стали воистину значимыми: признаюсь, я просто наслаждался ими, учился писать существительными, а не прилагательными или глаголами. А ещё мне интересен был его путь в литературу. Известно, что в детстве он мечтал стать композитором, сочинял и импровизировал на фортепиано. В юности хотел быть философом, даже брал уроки у немецкого неокантиста Германа Когена, но в поэзию, в отличие от меня, пришёл довольно-таки рано – в двадцать пять лет, если брать его первые книги. Конечно же, у меня есть несколько любимых его произведений, таких, как «Свидание», но «Февраль» остаётся самым любимым. Мой поэтический родник подпитывался его стихотворением "Марбург", цитирую строфу:

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

Несколько раз я обращался к музыке и писал песни на его стихи. Таких не много, но они есть.
Безусловно, и сам Пастернак своею жизнью, и его творчество довольно-таки сильно повлияли на меня. Я до сих пор остаюсь при мнении, что Борис Леонидович — законодатель высочайшего литературного стиля, классик и мастер своего дела. Отчасти творчество Пастернака перегружено образами, я бы сказал переэстетизировано, но при этом оно не теряет своей красоты, а главное — правды. Не один год я жил под впечатлением его поэзии, пока не столкнулся с таким феноменом, как советская поэзия. Признаюсь, она во многом переключила с Пастернака на себя мое многолетнее внимание.
Что касается самых любимых поэтов, то это — прежде всего Ярослав Смеляков. Его стихами я зачитываюсь и поныне. В нём для меня есть всё – и простота, и искренность, и смелость, и гармония. Это свойственно многим поэтическим гигантам, но он в отличие от многих очень лёгок — как Моцарт в музыке. Из художников мне близок Василий Перов с его мрачными полотнами, позже меня увлекли Исаак Левитан с его «Над вечным покоем» и Пётр Кончаловский; мой выбор из композиторов — это Михаил Глинка, Людвиг Бетховен, Георгий Свиридов и Фредерик Шопен. А из писателей — Иван Тургенев и Эрих Ремарк, из философов — пожалуй, никто, а вот из богословов притянули меня многие, и прежде всего такие светила, как Иоанн Златоуст, Блаженный Августин и Василий Великий. Именно их взгляды формировали мою религиозную позицию да и корректировали всю мою судьбу.
Вообще-то моё творчество собирательно, и на него много кто повлиял, иногда даже парой строк, одним полотном или началом мелодии. И потому могу сказать, что учителей у меня много, но я никому не стремился подражать, а копил все в себе, пока в один прекрасный момент не стал тем, кем являюсь сегодня: поэтом и писателем-публицистом.
Теперь об Иосифе Бродском. Здесь так: мне не близко его творчество, поскольку оно крайне заинтеллектуализировано: там многое от ума, а я ищу то, что от сердца, и сам так пишу. Этот поэт — неизменно модный, и творчество его было и будет предназначено для молодых, когда требуется удивить и удивляться. Для меня Бродский — как пыльный ветер в городах, а я ищу дворики и закутки души. Тем не менее, он большой мастер, и это я говорю сейчас только от себя. Хотя я его почти не читаю: в нём нет для меня тишины и покоя.

Linda Marts спрашивает:

" Что касается родительского авторитета, то он основан на нескольких позициях – образование, социальное положение, строгость и отсутствие вредных привычек."- так ответили вы, Терентий. Прочитала и мне стало очень грустно. Вы называете основами родительского авторитета то, чего у многих родителей нет. Нет достаточного образования, нет достойного социального положения, недостаёт строгости, характер мягкий.., и, наверняка, у всех людей есть хоть небольшие, но вредные привычки. Или вы знаете людей без вредных привычек? А главное, в большой мере родитель сам лично по-сути не виноват в своей негодности быть родителем. Ваши требования к родителям не реальны для очень многих. Вы предлагаете не становиться родителями тем у кого нет образования,социального положения, строгости и есть вредные привычки? Кто ж тогда будет рожать и воспитывать детей? Успешные роботы?

Терентий: Конечно же нет. И у меня нет требований, просто мнение. Но я предлагаю родителям стремиться к тому, чтобы их авторитет рос. Это важно для всех, а зачатие никак не связано с авторитетом, но только с любовью.

Александра Фёдорова спрашивает:

Вопрос: что вы можете, Терентий, посоветовать женщине, испытывающей жажду духовного общения? Ведь ей непросто существовать без духовного руководства со стороны мужчины. Но для большинства из нас это недостижимо: среди близких мужчин верующих нет, а священники при всём своем желании не смогут быть постоянными собеседниками всех своих прихожанок.
И ещё: я помню о том, что, Господь, умирая на Кресте, простил своих мучителей. Но не знаю, как соблюсти заповедь "Возлюби врага своего". Сочувствием? Молитвой о вразумлении? Формально как-то получается. Такое ощущение, что я не понимаю чего-то очень важного в осознании этой заповеди.
Вопрос: можно ли научиться не просто прощать и оправдывать врагов своих, но и любить их?
Терентий: Начну с первого… Всё верно. Уверен, что подлинное духовное руководство женщины в её жизни осуществляет только мужчина, и иного быть не может: так устроена наша психо-эмоциональная природа. Человек — существо двуполое, и для того, чтобы Святой Дух проходил по нему беспрепятственно, Господь положил движение Духа от мужчине к женщине. В таком взаимодействии происходит наиболее эффективный духовный рост обоих. А потому всякой женщине дОлжно быть при мужчине, равно как и мужчине —при женщине, за исключением монашествующих. И то в женских монастырях окормление ведут только мужчины, а игуменьи выполняют роль посредника между ними и сестричеством. Говоря так, я подразумеваю присутствие именно мужчины, а не существа мужского пола. Но это непросто. И не только потому, что мужчин меньше на земле и они меньше, чем женщины, живут, но главное в том, что далеко не всякий мужчина работает над собой, чтобы им стать. К примеру, быть мужчиной - этоисключает вредные привычки, такие, как употребление алкоголя, курение, наркотики, азартные игры и тому подобное. Кстати, не обязательно быть спортивным, главное, чтобы всё было в гармонии. Мужчина — советчик, руководитель, нередко финансист: даже если женщина больше зарабатывает, мужчина (если он мужчина) распоряжается финансами в семье. Это всё базовые основы для духовного мужского авторитета перед женщиной. Такому мужчине женщина доверяет, слушает его и стремится к нему. Но таким мужчина должен стать, а это непросто, но необходимо. Если мужчина с собою не работает, то в семье очень много проблем и всё трещит по швам. Иногда женщина превращается в домработницу, а бывает, что остаётся одна. Всё это очень нехорошо. В таком случае женская душа ищет пастыря, друга-учителя, окормителя. Этим объясняется такое большое число женщин в залах на встречах с авторитетными мужчинами – врачами, учёными, священниками, писателями и так далее.
Кстати, для духовного роста необходим верующий мужчин, который априори ориентирован на благо в своей жизни и на мудрые дела — ориентирован на любовь.
Теперь о прощении. Прощение есть высшее, что может понести в себе человек, и прощать нужно учиться всей своею жизнью. Простить – есть результат от ваших правильных дел, мыслей и поступков. Если вы не можете простить, значит, чего-то у вас пока не хватает, что-то незрелое есть в душе, а потому набирайтесь терпения и принимайте все скорби дальше. Через это и придёте к прощению. Но если у вас такие вопросы и потребности есть, то вы обязательно придёте к прощению. Поверьте, нет высшего счастья и благодати, чем получает простивший. Пока вы недовольны или болеете, или устали, сетуете или ропщете, то это означает, вы кого-то не простили. Всё это — симптомы хронического непрощения. Увы, но эта болезнь диагностируется у всех. Мы начинаем жить с того, что идём на поводу у нашего эго с детства, а оно не умеет прощать, так что корень — в неусмирённом эго. Трудности и болезни его усмиряют, но и то с трудом, так что будем терпеливы и всё возымеем.

Лейли Забавина спрашивает:

– Терентий, вы посвятили много теме любви. И если взглянуть на ваше творчество в целом, то всё говорит о любви. Ваши творения — как фонарики на единственно верном пути человечества – к любви. Вы – просветитель.
Ещё в юности что-то внутри меня отталкивало такие высказывания: любовь – беда, любовь – боль... Я чувствовала, что любовь не может приносить боль. Она же – любовь!
С тех пор прошло много лет, но во мне только укрепилось это понимание. И я могу чувствовать, принимать любовь, но не могу её объяснить, так же, как не могу объяснить Бога. Есть объяснение любви с научной точки зрения, где любовь сводится к достаточно простым химическим реакциям в нашем организме...
А теперь вопрос: Что вы думаете о сказанном выше, и как чувствуете, понимаете, принимаете любовь?

Терентий: Говорят, что любовь – зла, так как полюбишь и козла… Но всё не так, потому что злой бывает только страсть, и то не всякая: есть страсть, проработанная в пылкость, а это уже совсем другое. Что касается любви, то можно и нужно любить всякого, в том числе и козла. Бог даёт нам любовь и силы, чтобы нам это понести. Так что любовь прекрасна всегда — вне зависимости от того, к кому она направлена.
Объяснять и понимать любовь не стоит хотя бы потому, что это невозможно, да и не нужно. Ею надо наслаждаться и благодарить весь мир и Того, кто вам её подарил. Только Господь ведает то, кому нужна в данный момент любовь, и целенаправленно её посылает. Среди людей есть немало таких, кто ни разу в жизни не любил, но в страстях купается постоянно — и этим тоже ведает только Бог. Но любовь — это не только счастье, но и наличие силы на грядущее испытание. Бог посылает любовь людям, которые тяжело болеют, чтобы они умудрялись и утешались ею. Посылает тем, кто вынужден ухаживать за инвалидами – детьми и стариками. Посылает матерям в отношении непутёвых детей и даже заключённым в тюрьмах, дабы сердца их не озлобились. Такую любовь надо нести с трепетом и приумножать добрыми делами.
Любовь – это всегда избыток сил. Нередко именно любовь излечивает людей от неизлечимых болезней и помогает выживать в тяжелейших ситуациях. Любящий призван заботится о том, кого он неожиданно вдруг полюбил. Избегать делать это означает гневить самого Бога. Бог попускает искушения страстями, которые искусно выполняются лукавым. Но стоит ли доводить до этого, когда вы полны желаний, стремлений и сил. Может быть и так, что чувства будут безответны, но это не должно вас расстраивать, потому как Бог не ошибается: живите в терпении, и вы обязательно получите от него ответ, зачем это вам.
Что касается биохимии, то там всё верно, но при этом составляет лишь малую толику того, что из себя представляет любовь. Огонь тоже биохимичен, но разве можно лишь одной формулой рассказать всё то чудесное, что он даёт людям или, скажем, что даёт вода?

Терентий Травник. Из книги "С новой строки".
(0 пользователям это нравится)