(3). Традиционные осенние встречи с Терентием Травником. Тема "Воспитание и образование".

Вопрос: Терентий, многим известно ваше отношение к воспитанию и образованию как области человеческой деятельности, способной творить, по вашим словам, практически чудеса. Неужели так оно и есть?

Терентий: Какие бы доводы мне ни приводили в противовес, я по-прежнему остаюсь тем человеком, который и образование, и воспитание ставит в основу человеческого бытия. Человек воспитуется, и это надо понимать. И от того, каким будет его воспитание, во многом зависит вся его жизнь. Говорят, что солдатами не рождаются, а становятся. Полностью согласен, равно как и не рождаются ворами, бандитами, убийцами и мошенниками – ими тоже становятся, причем в большинстве своем те, кто плохо воспитан или не воспитан вообще.

Вопрос: Насколько крепко входит в наше с вами сознание то, что нам преподают в детстве родители и учителя?

Терентий: Крепко и основательно. Помните Маугли Киплинга? Писатель наделил его человеческими качествами, но это возможно только в книге. В жизни всё далеко не так и при отсутствии воспитания и образования в раннем детстве никакие последующие усилия не дают результата. Те, кто жил в обществе животных в раннем детстве, не могут освоить человеческий язык и осмысленно общаться с другими людьми, даже несмотря на последующие годы, проведённые в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это показывает, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни.

Вопрос: Бытует мнение, что воспитание ограничивает творческую свободу человека и заведомо вводит его в определенный коридор, по которому он и идет всю свою жизнь, не имея возможности измениться.

Терентий: Что значит не имея возможности? Возможность есть, но дело даже не в ней, а в том, что воспитание формирует в человеке потенцию для успешного будущего. Что касается возможности, то давайте поразмыслим: вас с детства научили читать, не так ли? Так вот, мало кому из вас придет в голову, что этот навык кого-то ограничивает в каких-либо возможностях. Скажу так: они приумножились именно благодаря тому, что вас научили читать. В детстве можно и нужно учить не только читать и писать, но и закладывать основы миролюбия, честности, трудолюбия, веры в светлое будущее, и когда человек повзрослеет, то эти семена в нем прорастут, и он будет жить и творить в согласии именно с этими принципами. Качество будущей жизни зависит от того, что родители заложат в своих детей. Но родители все разные, а потому и есть воспитание в детских садах и школах. Здесь проще организовать доктринальный подход и массово доделывать то, что нельзя требовать от всех родителей.

Вопрос: Сегодня активно обсуждается то, насколько образование соответствует тем задачам, которые ставит научно-технический прогресс. Образование должно быть гибким, не так ли?

Терентий: В деталях, пожалуй, но не в магистральном подходе. Основа должна быть не просто нравственной, а высоконравственной, а то, к каким новациям это будет приставлено, не столь важно. Честь и совесть красят любой вид деятельности. Именно они первичны и на них основано любое воспитание.

Вопрос: Нередко родители говорят, как надо, а дети все равно не слушаются. Что делать?

Терентий: То, что дети не слушаются, это нормально, ибо они находятся в свободном потоке мироощущения. Говорить надо, но главное не в этом, а в том, как вы сами живете или поступаете в том или ином случае. Если вы моете за собой посуду или способны подмести пол, то это лучше всяких слов действует на детей. И стоит вам сказать, точнее, попросить сделать то же самое и от ребенка, он скорее всего согласится. А если вы это сделаете вдвоем, то будет ещё лучше. А ведь это и есть воспитание, как говорится, собственным примером.

Вопрос: Есть проблема с влиянием улицы. Мы стараемся воспитывать правильно, но улица всё равно сделает свое дело…

Терентий: Верно, но только не до конца. Любовь и воспитание с любовью не дадут тому, что вы называете улицей, сломать жизнь вашим детям. А вообще-то этим вопросами должно заниматься государство в рамках общегосударственных программ, в том числе и при содействии СМИ. Воспитывать надо единым подходом, чтобы и в семье, и в школе, и на улице, да и в обществе была единая линия понимания этого процесса.

Вопрос: Ваше отношение к единой школьной форме?

Терентий: Самое положительное. Вообще-то школа — то маленькая армия, где дети несут свою службу, а потому и должны быть форма, дисциплина, общие ценности и понятия, тем более в детстве это легко выполнимо. Сейчас я имею в виду начальную школу. Это время, когда можно и нужно многое успеть сделать, а дальше начнутся полигонные испытания качества воспитания. Размалёвывают учебники не первоклашки, а подростки, так что воспитывать надо до тех пор, пока ребенок не достиг переходного возраста.

Вопрос: Терентий, недавно прошел День знаний. Что бы вы хотели пожелать нашим учителям и учащимся?

Терентий: Учителям — только любви к своему делу и только любви, а ребятам… чтобы они встретили в своей жизни таких учителей, которые по-настоящему были бы влюблены в свою профессию, ибо от этого зависит вся их будущая жизнь. Понять, что с вами именно такой человек , не так уж сложно: вы просто влюбитесь в то, что называется словом «учёба», будете с радостью выполнять домашнее задание и любить запах школьных тетрадей и учебников. Поверьте, он особенный.

Вопрос: Не кажется ли вам, Терентий, что нынешний процесс обучения слишком заорганизован?

Терентий: Я специально и не раз этим интересовался и не могу с вами не согласиться. Но проблемы есть и другие, скажем, интенсификация обучения или формализация школьных знаний, а о качестве учебников и говорить не приходится,— сплошной эксперимент. В результате спад на выходе. Лично меня просто удручает уровень знания нынешних школьников: иногда, беседуя с ними, кажется, что они просто дурачатся, ибо всерьез быть такими глупыми просто невозможно. Увы, но это факт, причем не единичный случай. Плоды мы пожинаем давно. К примеру, у меня есть фельдшерское образование, так вот, мне, будучи фельдшером, причем без практики в течение многих лет,, достаточно легко давать советы современным врачам, причем окончившим 1-й или 2-й меды, а «Сеченовка» или «Пироговский» — это всегда был о -го-го, какой уровень. Но всё поправимо, главное — взяться за дело всем и сразу.

Вопрос: Но вы же понимаете, что в нынешней ситуации это невозможно?

Терентий: Это почему же? Есть люди, есть понимание, есть средства, а значит, возможно. А если не так, то это — конкретный саботаж и диверсия, а значит , решать должны другие ведомства. Но если не решить, то не только мы потеряем страну окончательно, но и весь мир. Я никогда не был приверженцем квасного патриотизма, но здесь скажу: мир, в том его виде, как сейчас, не может существовать без России, вы же и сами это понимаете.
Спасибо!

Терентий Травник. Из книги «Зелёный шарик».
(0 пользователям это нравится)