(4). Традиционные осенние встречи с Терентием Травником. Тема "Культура".

Вопрос: Терентий, что для вас является культурой в контексте современной России? Каким вы видите современного культурного человека?

Терентий: Лично для меня всё не так уж и сложно, когда речь заходит о культурном человеке. И не важно, в каком месте и в какое время он живёт. Полагаю, что культурный человек — это тот, кто понимает и уважает прошлое своей страны и принимает свое как настоящее, так и будущее, какими бы они ни были. Что касается России и её культуры, то она, как и раньше, определяется мастерами искусства, причём только теми, кто ориентирован не столько на себя, сколько на свой народ, на то общество, в котором он и созидает. Российская культура никогда не была оторвана от её же носителей, чего не скажешь о Западной.

Вопрос: Получается, что культурный человек терпим и снисходителен?

Терентий: То, что терпим, это точно, но о снисходительности я бы не стал говорить. Снисходительность — это чаще всего скрытое самовозвеличивание, а это мало совместимо с внутренней культурой.

Вопрос: А алкоголь и наркотики совместимы с тем, что называется культурой, да и вообще с культурным человеком?

Терентий: Вопрос непростой, потому как не имеет однозначного ответа. Для кого-то совместимы, для кого-то — нет. Лично для меня не совместимы, и прежде всего потому, что искажается сознание творящего, а это уже проблемно как для него, так и для его окружения. Увы, но такой человек как бы сам и оплёвывает всё, что он создаёт, и то, чем он мыслит.

Вопрос: Могли бы вы привести примеры тех мастеров искусства из современных, кто, на ваш взгляд, формирует и мог бы формировать современную культуру. Я имею в виду в положительном качестве…

Терентий: Известно, что именно слово формирует нацию, а потому скажу о тех, кто им и занимается. Великую литературу создаёт великий язык, а русский – один из величайших языков в истории человечества. Великий язык может быть дан лишь великому народу, а значит, такие люди у нас были, есть и будут. Из писателей мужчин это — Захар Прилепин, Геннадий Шиманов, Андрей Фурсов, Константин Крылов, поэт Валерий Искра, а из женщин — Лидия Сычёва, Марина Степанова, Юлия Н. Шувалова, поэтесса Саша Ирбе.

Вопрос: Ваше отношение к детской литературе…

Терентий: Безусловно, должны появляться как новые детские поэты, так и детские писатели. Но хочу сказать, что для детей абсолютно неважно, новый это автор или же кто-то из старых классиков. Главное, чтобы это был мастер, а таких очень мало. Я бы и сегодня, да и в будущем доверил Александру Пушкину, Корнею Чуковскому, Николаю Носову это непростое дело. Дети есть дети, и ничто не может и не должно отодвигать их от книг этих гениальных авторов. Их произведения в своей необходимости, качественности и полезности подобны хлебу, а он незаменим. Никому и в голову не приходит убрать его из питания, скорее уберут все остальное. Вот так и с трудами тех авторов, о которых я сказал.

Вопрос: Но все-таки они уходят из системы школьного образования...

Терентий: Я уже говорил об этом и скажу ещё раз, что это ничем не оправданное действие. А если оно и оправдано, то разве что вредительством. Давайте тогда заодно закроем Эрмитаж, Русский музей и Третьяковку по причине устаревания темы...

Вопрос: Ваше отношение к иным формам творчества…

Терентий: Как писатель, я всегда восхищался музыкой, а также изобразительным искусством. Это меня вдохновляет, как и движение вперед, когда по сторонам от тебя то, что иначе как прекрасным назвать нельзя. Безусловно, речь идет о подлинном творчестве, а не о пробах в рамках постмодерна, где эго автора настолько превалирует, что всё создаваемое им теряет не только смысл, но и перспективу развития.
Для меня искусство, перейдя в область творчества, давно стало тем, что позволяет человеку выйти за рамки тварного и ощутить если не вечность, то хотя бы предшествующие этому состояния.

Вопрос: Терентий, читала, что вы не поддерживаете идеи коммерциализации в искусстве, почему?

Терентий: Да, верно, так оно и есть. Дело в том, что как только художник задумывается о продаже своего творчества, то оно моментально начинает диктовать ему условия совместного решения этой задачи, а это значит, что мастер становится зависимым от рынка спроса и предложений, а это рано или поздно выхолащивает в нем не только желание, но и само вдохновение. Если вы стали свободным художником, то и оставайтесь им, даже если придется перебиваться водой с сухарями, и это не шутка. На этапе созидания вы должны быть действительно свободным, в том числе и от желания получать деньги за то, чем вы занимаетесь. Так что ищите заработок в других областях, а творчество оставьте в покое, передав его в руки провидения и благотворительности. Если сумеете удержаться, то останетесь не посрамленными собственными суетой и мелочностью. В конце концов не стоит забывать, что художник должен оставаться если не голодным, то уж точно не сытым. Сытость лишает его необходимости искать решения в собственном сердце, а это уже не творчество, а конструирование из предложенного обстоятельствами. Неудовлетворенность для художника — принципиально важное состояние, делающее его подлинным романтиком, а без этого никак. Спасибо!

Терентий Травник. Из книги «Зелёный шарик».
(0 пользователям это нравится)