4 января 2022: Встреча с поэтом и публицистом Терентием Травником

Валерия Кондратенко спрашивает:

Вопрос: Вы счастливы?

Терентий: Признаюсь, я сам себе нередко задаю этот вопрос, но твёрдого ответа у меня нет, а это значит — сказать , что я счастлив, не могу. Дело в том, что я научился быть счастливым, но есть вещи, которые нередко омрачают это состояние, и без решения некоторых вопросов счастье не складывается. К примеру, я человек эмпатичный, и чужая боль, чужое горе для меня — как мои собственные. Если у близких и друзей — трудности, то я просто не могу быть счастливым. А поскольку окружение у меня большое и у всех что-то случается, то это меня, как понимаете, не может осчастливить.
Если же говорить о счастье в контексте того, как сложилась моя жизнь, чем я занимаюсь, во что верю и кого люблю, то, конечно, я счастлив.

Вопрос: Как сложилась Ваша жизнь в настоящее время?

Терентий: Хорошо. Я живу в полной гармонии с самим собой и со своей деятельностью, в которой меня любят, уважают, ценят, обращаются ко мне за советами… Для мужчины моего возраста это важно. И ещё я наконец-то понял, что всю жизнь занимаюсь одним единственным и, главное, любимым делом – занимаюсь искусством и творчеством, можно сказать, с пелёнок.

Вопрос: Ваш досуг?

Терентий: Мой досуг крайне простой – пассивный отдых. Всё остальное, а это больше 12 часов в сутки, – творческая работа: литература, в меньшей степени — музыка. А еще — работа на социальном поприще: ответы на письма, встречи с читателями, рецензии работ моих учеников. Причём всё это — без перерыва на выходные дни.

Вопрос: Ваши мечты?

Терентий: Все основные мои мечты уже сбылись. Сейчас остались только желания и, как правило, они бытовые. Впрочем, мечты все-таки есть: хочу, чтобы мои ученики продолжали и совершенствовали то, что я им передаю, а ещё, чтобы Россия доросла до подлинного социализма: от каждого — по способности, каждому - по труду. Как бы там ни говорили, но мы никогда при социализме и не жили, а если бы сумели этого достичь, то стали бы самым счастливым народом на земле. Конечно, всё это очень сложно, но хотя бы научиться нам раскрывать способности каждого и реально оценивать человеческий труд. Мы же до сих пор находимся на очень низком уровне развития, впрочем, как и весь мир. И всем нам следует стремиться быть ответствеными за справедливую оценку труда. Сегодняшний гастарбайтер получает копейки, а ничего не производящий перекупщик богатеет, причём только потому, что делает надбавки на то, что не создавал. Это вопиющая несправедливость, свойственная именно нашей с вами жизни. С моей точки зрения продавцы, торгующие с огромными надбавками, и субарендаторы — это просто трутни. Вот они прежде всего и есть показатель нашей государственной неразвитости. Пока такое есть, то мы в поражении. Так что моя мечта – это социалистическое общество в России.

Вера Троцевская спрашивает:

Вопрос: Многим родителям в России не нравится современная система образования, и они хотят, чтобы их дети учились по советским учебникам. Какие плюсы и минусы Вы видите в той и другой системе и каким бы вы хотели видеть образование в российских школах сегодня?

Терентий: Проблема образования всегда актуальна, и если государство этим не занимается, то вскоре всё пойдет так, как в своё время верно заметил Отто фон Бисмарк: «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы». Основная сложность нашего времени в том, что человечество столкнулось с серьёзным парадоксом, когда суммарные знания вывели его вперёд, а индивидуальный носитель этих знаний, то есть школьник, не может их усваивать в силу заложенных в него самой природой темпов развития. Сегодня мир не нуждается в образованных людях, а делает запросы на узкопрофильных специалистов, что мы повсюду и наблюдаем. В какой-то степени - это коллапс и начало интеллектуального регресса. И вот почему: с моей точки зрения само понятие — образование — включает в себя две основополагающие доктрины. Первая — это эрудиционная составляющая, некий базовый энциклопедизм, тренирующий память и способы ею пользоваться, а вторая – это знание основных принципов извлечения необходимого для работы материала, то есть способность самообучаться и владеть принципиальными схемами тех или иных направлений в науке. Советское образование было направлено именно на это и доказало свою состоятельность прежде всего тем, что в стране было большое количество специалистов именно в теоретических направлениях, а это и есть фундаментальная школа и передовая наука. Кстати, на этом до сих пор держатся российские и ВПК, и ВКС.
Безусловно, наше время требует изменений в образовании. Иными словами, должны появляться специалисты как с высокой эрудиционной базой, так и с развитым креативным мышлением, причём сразу в одном лице, что кратно усложняет задачу. Отсюда необходим синтез в принятии решений. Советское образование давало ребёнку действительно очень много — и не только подбором правильного дидактического материала, но и благодаря замечательной выучке самих учителей, что сегодня почти утеряно. Учитель и родитель — синонимичные понятия, а потому они должны работать в абсолютном согласии. Как решить эту задачу на данном этапе – трудно сказать, но без этого нормального образования не будет. В современной школе идёт форсированная нагрузка на детей, что буквально «выносит им мозги» и приводит большинство ребят к обратной реакции, то есть к полной или частичной интеллектуальной стагнации, что, собственно, вполне объяснимо.
Лично мне видится решение проблемы через возврат к основным принципам советского образования, но для этого необходимо начать готовить специалистов и делать это как можно быстрее, пока ещё живы носители методик, то есть люди моего возраста, иначе мы безвозвратно потеряем «мозги страны». Особым позором, по моему мнению, является тенденция отправлять детей учиться за границу. Так делают состоятельные люди, не понимая, что тем самым они просто перерубают хребет к способности для дальнейшего постижения жизненного опыта своим чадам. Не стоит думать, что оттуда к ним вернутся Менделеевы, Вернадские или Цветаевы — скорее всего, ничего не получится. Кстати, все эти люди получали образование в Европе на основе полученного ранее в России, а некоторые, скажем, Дмитрий Менделеев, получал его уже будучи профессором Петербургского технологического института. Что касается того, каким я вижу будущее образование в России, то прежде всего с базовыми основами начальной и средней школы, причём по совершенно разным дисциплинам. Детей надо влюблять в школу, растить в них интерес и желание учиться. Любознательность, заложенная в школе, делает из наших детей замечательных людей во взрослом возрасте. Надо владеть методиками раскрывать в них таланты, выявлять в них призвание и быть пластичными в помощи по их совершенствованию. Хорошее образование — это когда школе удаётся научить своих выпускников учиться и заложить в них интерес к учёбе на всю оставшуюся жизнь. В этом цель настоящего образования, и если Россия сможет выйти на этот уровень, то она совершит нечто почти невозможное, что и сделает её сверхдержавой. Пока же на земле таких стран, увы, нет, и тот, кто думает, что это США, тот ничего в этом не смыслит. Америка попала в лидеры только потому, что больше им быть некому, а не в силу каких-либо особенных качеств.

Ирина Спириденкова (Шульц) спрашивает:

Вопрос: Что для Вас самое важное в жизни?

Терентий: Думаю, найти своё призвание, открыть его в себе как можно раньше и посвятить всю оставшуюся жизнь служению людям, своей стране и миру, опираясь на него. В этом и заключается смысл и веры, и надежды, и любви. Так что для меня самое важное – это жить так, чтобы не терять надежды, что твоя вера рано или поздно приведёт тебя к любви.

Просто ЧЕЛОВЕК спрашивает:

Вопрос: Хочется почитать ваши стихи, посвящённые Саше Градскому ?

Терентий: Так сложилось, что у меня нет стихов, посвящённых Александру Градскому. В жизни запомнилась одна единственная встреча с ним, когда в начале 90-х мы с приятелем, который был с ним хорошо знаком, пришли к нему домой за микрофоном. Разговор был короткий и особо ничем не примечательный. Позже наше общение было через посредников - музыкантов. Но стихотворение на смерть певца — а для меня Александр Борисович был именно певцом — я написал…

ЗДЕСЬ ТВОЙ БЕРЕГ, ЗДЕСЬ ПОКОЙ

Тяжело писать о Градском:
Нет чернил такого цвета,
Чтобы всё, как у поэта,
У певца… И нету краски!

Здесь бы надавить рябины,
Черноплодной самой-самой,
Здесь бы натолочь рубинов
Для особой амальгамы…

Здесь бы многое, что надо,
Подтянуть на тон и выше.
Есть у чёрного квадрата
Точка - та, что выше крыши,

Есть в сословии особом,
Нота, что идёт за гробом
Плакальщицей бабой Глашей…
Только это не о Саше -

Не для Сашки эта нота!
Он такие брал высоты,
Брал, как говорят, на раз
Ноты, что - гуляй, пехота!
Дессантура, жми на газ!

Он такие брал октавы,
Что текли по куполам,
Что сворачивали в хлам
Сёринкан из Окинавы.

Вижу, слышу, понимаю,
В борозду сажаю семя,
Но подсказывает время:
Нынче —жатва, поздно сеять!

Ну, а если не упьёшься,
Постарайся до погоста
Написать, поэт, и просто

На ночном, на мокром снеге,
На гитарном палисандре
Ты о Градском – человеке –
Гениальном Александре!

28 ноября 2021 г.

«Солнечный Свет Дабудет» спрашивает:

Вопрос: Жизнь – путь ( дорога) к Богу. Что после этого пути? Как Вы мыслите по этому поводу?

Терентий: Если рассматривать жизнь так, как вы, то это значит допускать в свой мир Бога, а если оно так, то смерти нет, а есть ступени и этапы самой жизни, и смерть — тоже ступень. Так что после пути — снова путь, а точнее, не снова, а он был, есть и будет всегда. Путь к Богу не имеет конца, и слава Богу, что это так. Смысл нашего появления на свет — это постоянное развитие и изменение, постижение и накопление опыта. Мы не знаем, какой именно опыт останется в нас, в нашей памяти после того, как тело отойдёт в землю, но то, что таковой есть, вне всякого сомнения. Мы намного больше и шире по замыслу, чем наше с вами тело. Задача тела — материлизовать наш дух на время земной жизни, дабы получить опыт, находясь в таком положении. После смерти у нас будет иная форма, будет тело для дальнейшего пути к Богу. Вообще-то жить в Боге и идти к Нему - это одно и то же.

Вопрос: Чем, по Вашему мнению, закончится эта пандемия и всё с ней связанное? И дождёмся ли мы конца этого мрака? Я не только о пандемии, уколах и принуждении, но и об остальном безобразии, в том числе о немеренном, неконтролируемом повышении цен на всё самое необходимое. Ваше мнение? Верите ли Вы в светлое будущее?

Терентий: То, что пандемия закончится, это вне всякого сомнения, и закончится она тогда, когда властями будут выполнены те задачи, которые они осуществляют под прикрытием того, что происходит. Думаю, что в 2024 году карты будут открыты, и все мы узнаем победителя. Разыгрывается межгосударственная очень сложная комбинация, и пандемия только её часть. Даже если изначально это была действительно эпидемия (в чём лично я сомневаюсь), то сегодня она превращена в сложнейшую многоканальную схему с выгодными выходами для очень многих. Это и финансовые потоки, это и апробация новейших лекарств и методов, это и пробы пера в области глобального закабаления людей, в том числе и приведения всех к единой цифровой базе, это и отвлечение людей через смерть, страх и потери от политической активности. Это очень выгодный ход для властей всех стран, так что пока задача выполнена не будет, будут приходить всё новые и новые штаммы.
Если говорить о ценах, то в России цены всегда только растут, так что вряд ли мы дождемся их снижения. А что касается стабилизации, то она, безусловно, будет, причём весьма скоро, как только вырастет цифровое поколение. До этого ещё четверть века. К середине века жизнь изменится до неузнаваемости. Произойдёт ментальное отъединение Америки от Европы. Россия же по многим направлениям соединится с Европой в новом Евро-Азиатском союзе, в который войдёт и восточная Азия. В связи с изменением климата Африка будет возрождаться. Центры жары сместятся в континентальные области. Мир подойдёт к тотальному контролю над рождаемостью. Появятся «искусственные» люди, рожденные без участия родителей. После того, как произойдёт полная оцифровка, мир разоружится, но при этом придёт психотирания. Это и станет началом перехода в лучшее, можно сказать, светлое будущее. Не так давно, а точнее, 29 декабря 2019 года началась эра «тьмы», правда, условной: для кого-то это вовсе и не тьма, а потеря собственных возможностей и права личного выбора…

Из книги Терентия Травника "С новой строки". Продолжение следует...
(0 пользователям это нравится)