(5). Традиционные осенние встречи с Терентием Травником. Тема "Философия".

Вопрос: Терентий, добрый день! Начну, как говорится, сразу со штурмового вопроса, а именно: что, а может, и в чём для вас смысл жизни?

Терентий: Спасибо за этот, пожалуй, один из самых часто задаваемых мне вопросов. Признаться, впервые мне его задали мои сокурсники ещё в институте. Помню, сидели мы в столовой между лекциями и философствовали, вот тогда Лёша Погосов и навалился на меня всей своей интеллектуальной тяжестью. Я даже не успел подумать, как со всех сторон от ребят посыпались ответы, хотя и слова им никто не давал. Помнится, что тогда я подумал, насколько важна эта тема: поиск ответа на вопрос о смысле собственной жизни, коли вызвала такой большой резонанс. Хорошо, а теперь мой ответ: сегодня я уверен, что смысл жизни – абсолютно динамическая величина, которая постоянно меняется по факту нашего с вами взросления и внутреннего роста, а это значит, что всё, что бы я сейчас ни сказал, будет понято только теми, кто находится со мной на одной волне и в одной фазе понимания происходящего, так что сразу говорю, что никакой объективности в этом нет. Итак, после многолетних отшлифовок ответа на данный вопрос я пришел к такому выводу: смысл жизни для меня сегодняшнего в том, чтобы не разочароваться в том, что мне действительно дорого и во что я искренне верю. И это не касается эмоциональных настроев, но зависит от степени убежденности, которая, дабы укрепляться, постоянно мною проверяется. Другими словами, обретя стержень своего бытия, я продолжаю его укреплять, и в этом, отчасти, смысл моей сегодняшней жизни. Если речь идет о знаниях, то они должны быть универсальными, дружба — подлинной, поступок — соразмерным и честным. В какой-то степени смысл моей сегодняшней жизни достаточно прагматичен: я не живу ни планами на будущее, ни грёзами и даже ни мечтою. Сегодня в моих руках синица, и если мне удаётся её не только удерживать, но и оберегать, то это уже хорошо. Безусловно, достигнутое на данный момент меня удовлетворяет, а потому вполне может быть определяться как текущий смысл жизни.

Вопрос: Но это сиюминутное, а если говорить о чем-то масштабном, общечеловеческом… Вы, Терентий, могли бы сказать, в чем смысл жизни человека как такового?

Терентий: Если бы мне было сейчас столько лет, сколько вам, а это, видимо, не больше тридцати, то я бы тут же ответил, даже особо не задумываясь, но сейчас для меня это невозможно, поскольку степень моей личной ответственности за сказанною возросла многократно, так что я воздержусь…

Вопрос: Терентий, интересно ваше мнение: добро — это величина относительная или же всё-таки абсолютная? Вы согласны с тем, что у каждого человека свое понятие о добре и зле?

Терентий: Согласен. Но это никак не влияет на понятия добра и зла. Скажем, мы все немного по-разному видим тот или иной цвет, свет, слышим по-разному звук, но если источник у всего один, то исходящее из него объективно одинаково. Так и с добром или злом. Рассуждать на тему оных можно сколь угодно долго, пока не примете решение взглянуть на это со стороны, а лучше — в глубь, причем как можно более бесстрастно, и если вам это удастся, то вы достаточно быстро придете к выводу, что и добро, и зло весьма определимы, причем имеют четко выраженные границы. Лично для меня добро — это всё, что созидает и сплачивает, а зло разрушает и разделяет. Дух объединяет и единит, а, скажем, антидух разлучает, отторгает и разводит.

Вопрос: Прополка сорняков! Добро это или зло? По отношению к будущему урожаю — вроде как добро, а по отношению к сорнякам — явное зло, не так ли?

Терентий: Конечно. Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Вероятно, вы хотели узнать о том, что из этого предпочтительнее, наделив предпочитаемое, скажем, качеством добра, верно? А если так, то скажу сразу, что поставленная вами задача неразрешима без введения дополнительных данных. Добро приобретает качества истинности только в том случае, если оно облачено в любовь. Без любви всякое добро, а точнее, то, что за него принимается, всегда будет оставаться спорным. Разум не даст вам ответить на этот вопрос так, как полагается. Рано или поздно вы споткнётесь о собственную логику и надолго отложите поиск ответа.

Вопрос: Вы хотите сказать, что без любви человек неспособен отличать добро от зла?

Терентий: Думаю, что да. В этом сокрыт главный соблазн для людей. Ум не владеет возможностями рассуждать об этих философских категориях. Он соблазнится, как только столкнется с проблемой многозадачности. Рассуждения на тему добра и зла — чисто сердечная прерогатива.

Вопрос: Получается, что если человек не любит, то он может ошибаться?

Терентий: Не только может, а скорее всего так оно и будет, как только включатся эмоции и его личный опыт, да еще и развращенный участием его же эго.

Вопрос: Хорошо. Понятно. Теперь о целях: есть ли у нашей жизни какая-то общая, объединяющая цель?

Терентий: Думаю, что да, и эта цель – сохранить жизнь как таковую. Я не говорю о её качественности, это вопрос второй, но прежде всего надо просто сохранить нашу с вами жизнь. Это вполне нормальная единая для всех людей цель. И поскольку жизнь продолжается, значит цель эта достигнута.

Вопрос: Если достигнута, то какая цель может быть следующей?

Терентий: Какая? Да их сотни, и это зависит от степени нашей осознанности. Кто-то посчитает, что надо поднимать уровень жизни, её качественность, а кто-то направит свои предпочтения в область сохранения достигнутого. И то, и другое приемлемо.

Вопрос: Ваше отношение к смерти…

Терентий: Неоднозначное. Признаться, это единственное из всего, что я так и не могу принять до конца. Простите за дерзость, но если бы я создавал человека, то дал бы ему возможность уходить из жизни тогда, когда он посчитает нужным. Скажем, когда поймет, что исчерпал все свои возможности и окончательно устал от жизни. Поверьте, жизнь не такая уж привлекательная вещь, чтобы зависать здесь слишком долго. Осознанный уход из жизни — это благо, и если бы оно было именно так, то было бы гораздо лучше. Не знаю, почему Господь не сделал так... Видимо, потому, что мы этого недостойны.

Вопрос: Знакомясь с вашим творчеством, я натолкнулась на мысль, что смерть, по вашему утверждению, всегда вовремя. У вас даже есть музыкальное сочинение с таким названием. Эффектно, но что это: романтическое мыслеизложение или знание?

Терентий: Не то и не другое. Скорее это — мое личное желание. И если оно вдруг так и есть, то это — истинное благо. И даже если это не уход по собственному желанию, то всё равно нечто такое, что хоть как-то оправдывает нашу смерть. Последнее время я часто думаю о смерти, уж больно много потерь вокруг. Так вот, поверьте, не знаю что именно, но что-то мне подсказывает: смерть действительно всегда вовремя.

Вопрос: И даже на фронте? Там, где погибают молодые в полном, что называется, расцвете сил? Или, скажем, несчастный случай? Это тоже вовремя?
Терентий: Выходит, что так. Бог не ошибается. Рассуждение о том, что ещё мог бы сделать человек, если бы не погиб, абсолютно беспочвенное. Человека больше нет на земле и не будет никогда, понимаете — никогда! Это и есть истина, и надо отбросить всё, что не входит в её осмысление, а главное, принять это и с этим жить дальше. Надо научиться мыслить в том числе и финалом. Это больно, это тяжело, но это так и есть. Мир и наша с вами жизнь финализированы, и это должно стать основой любого рассуждения, касающегося происходящего с нами. Всё имеет конец и всё почти бессмысленно, а если вывести за рамки мировоззрения Бога, то уж точно бессмысленно. Правильнее было бы умереть как можно раньше, а лучше вообще не рождаться. Но если мы воплотились, значит, точно для чего-то. Может и для того, чтобы ответить на вопрос, почему все мы умираем. Как-то раз один послушник мне так и сказал: Бог не смог ответить на этот вопрос, а потому и создал человека, дабы он попробовал докопаться до этого. А чтобы человеку было проще искать ответ, то Господь позволил ему ошибаться, то есть грешить, дабы выходя из трудных ситуаций, повысить в человеке вероятность решения задачи. Каково?

Вопрос: Почему люди боятся смерти?

Терентий: Потому что не реализовались. Чем выше у человека нереализованность, тем больше он боится смерти. Тот, кто состоялся в этой жизни, испытывает страх в гораздо меньшей степени. Опыт жизни, обретенный им, закончен, ответы получены, ресурс израсходован, и больше ничего, кроме как умирать, делать ему нечего. Это самый правильный вариант, дабы покинуть этот мир навсегда. Все остальные — мучительные. Мы должны истощиться, как свеча, чтобы достойно уйти в никуда.

Вопрос: Почему в никуда? Разве не к Богу?

Терентий: Если я скажу вам, что к Богу, вам будет от этого легче?

Вопрос: Лично мне — да!

Терентий: Хорошо. Тогда лично вам я говорю, что к Богу!

Вопрос: Получается, что большинство живущих уходят из жизни мучительно, поскольку не реализовались?

Терентий: А с чего это вы решили, что они не реализовались. Иногда достаточно мгновения, чтобы произошла полная реализация. Вот поэтому я и считаю, что смерть всегда вовремя. Рано или поздно, но всем нам придется это признать, иначе жить невозможно, я имею в виду жить в пробужденном состоянии.

Терентий Травник. Из книги «Зелёный шарик».
(0 пользователям это нравится)