Антуражная педагогика

Для того, чтобы предсказывать, а точнее, прогнозировать будущее, достаточно научиться понимать собственных детей. Именно они и будут формировать наше с вами будущее. Но мы упорно отказываемся это делать. Влезаем в космос и в микромир, трудимся над созданием искусственного интеллекта, но совершенно игнорируем вопрос воспитания. Складывается впечатление, что в образовании нет острой необходимости, более того – что оно опасно! Общество не нуждается в понимающих людях, потому что они мало управляемы. Именно стремление к знаниям всегда плодило вольнодумцев всех мастей, которые шли в разрез с частотой смены общественно-экономической формации. Известный возглас: воспитали на свою голову – остаётся актуальным и по сей день. Парадокс в том, что без этого — невозможно: как предприятию нельзя без кадров, так и обществу нельзя без надежных носителей его основных идей – именно идей! Вот тут-то мы и нащупываем основной подводный камень разногласия. Оказывается, необходимость в достойном воспитании опирается на наличие базовых конструкций в идеологии государства. И если таковые отсутствуют, то и нет никакой нужды в формировании носителей нашего с вами будущего. Вполне вероятно, что сегодня мы действительно не понимаем, кого же, собственно, мы должны воспитывать, чтобы в будущем стало лучше, чем сегодня. А если это так, то, как это ни печально, получается, что мы живём в стране без будущего, и об этом давно уже свидетельствует отношение к нынешней системе воспитания и образования. Симптом действительно тревожный, тем более — для огромной страны. Россия — это не Европа с её узкоматериковым мышлением, а потому на европейской, как говорят сегодня, милоте долго не протянешь. России нужна идея, причем действенная, основанная на чем-то очень важном для каждого её гражданина, способная остепенить простолюдина и одновременно обуздать олигарха. Однозначно, что идея должна быть не просто нравственная, а проникновенно нравственная. Но такая идея не появится в той общественной ситуации, которую все мы наблюдаем сегодня, — для такой идеи нужна почва, а почву должны создать те, кто сегодня сидит в «тик-токах», то есть наши с вами дети. Вот отсюда и надо начинать воспитание. Интернет-блогерство быстро набирает силу и уже скоро станет альтернативой среднему школьному образованию. Когда-то мне приходилось читать курс лекций по психологии, и в моей аудитории было не более 70 человек. Так разве ж это можно сравнивать по влиянию с миллионной аудиторией какого-нибудь раскрученного блогера. Вот с них-то и надо начинать выстраивать современное обучение. Нынешняя молодежь сама выбирает себе учителей и все они сегодня обращаются к ней из виртуального мира.
Вот мы и подошли к самому главному: отсутствие идей порождает пространство, которое и становится самой идеей, и это пространство появилось. Теперь необходимо проследить направление потока внимания современных детей и поставить в нем вещателей-воспитателей. Обстановка и продуманные манеры позволят им делать то, чего сегодня не может сделать ни одна школа: формировать новое, необходимое мышление. И это не он-лайн образование, безуспешно эксплуатирующее старые наработки, и не модные нынче вебинары с бесталанным контентом, а совершенно иной педагогический конструктор, который будет создан нашими же детьми, и главное — в том, какими винтами в нем будут производиться стяжки.
 
Терентий Травник.
Из книги «Записки обыкновенного человека». Книга первая.
(0 пользователям это нравится)