Артём Уваров. Рождественское интервью с Терентием Травником в студии "LEMUR RECORDS".7 января 2024, Москва.

Артём: Терентий, добрый день, рад вас видеть, и у меня сразу к вам первый вопрос: каковы были ваши первые музыкальные впечатления и как они повлияли на ваше желание стать музыкантом?

Терентий: Здравствуйте, Артём. Признаться, несмотря на мою учебу в музыкальной школе, мои, можно сказать, первые музыкальные впечатления начались не с шести лет, а позже, эдак лет с десяти, когда я начал ездить в пионерский лагерь. Так вот, там ребята играли на гитаре. То, что я слушал и слышал, для меня было одновременно и фантастичным, и волшебным. Мало чего я так хотел в жизни, как научиться тогда играть на гитаре. Учился самостоятельно, переделав семиструнку в шестиструнку — обычной шестиструнки тогда было не достать, да и с семиструнной было не все так просто. В общем, все началось с гитары, а как только я начал что-то играть, так меня пригласили в свой ансамбль мои одноклассники Дима Воронов и Леонид Чертов. Мы сразу начали писать свою музыку и песни. Это было негласным правилом коллектива – только своё. А ещё тот, кто играет серьезно, он меня поймёт: как только берешься за это дело сам, тут же начинаешь слушать музыку тех, кто играет что-то вроде твоего. С этого и началось мое музыкальное пробуждение как гитариста и как композитора…

Артём: Какой жанр музыки вы считаете самым влиятельным или значимым в истории музыкальной индустрии?

Терентий: В разное время свой, но всё-таки, если говорить именно об индустрии — только рок в его разных вариациях, вплоть до софтрока, эдакого джентли-випс , и до танцевального рока. Рок- музыка — самая проникновенная для молодежи, она звучит на её энергиях, эта дерзкая музыка, сильная и свободная, как мустанг, а музыкальная индустрия живет и развивается исключительно с расчетом на молодых, так что она рок и пестует. Никакой джаз не соберет стотысячного стадиона, равно как и попса. Выступать таким образом поп- музыкантам, я бы сказал, даже неприлично, потому как это будет явное вранье под фонограмму.

Артём: Согласен. Терентий, как вы оцениваете влияние технологий на современную музыкальную индустрию?

Терентий: Положительно и никак иначе. Технологии сделали музыку потрясающе эффектной, доступной, выразительной и массовой. Это успех и для музыки, и для технологий, и для всех нас.

Артём: Какие музыкальные тренды или направления в настоящее время считаете наиболее перспективными или интересными?
Терентий: Абсолютно любые, где есть идея, мысль, слово и мелодия, ну и техническое владение инструментами, есть талант и минимум коммерции. Музыкант должен быть настолько свободен от денег, чтобы они сами за ним ходили. Можно сказать, что чем меньше денежки он любит, тем больше нравится он им. Главное – талант! Так что любое направление, если оно сделано мастерами, всегда востребовано, а потому что-то выделять я бы не стал. Музыка очень демократична, если она без фальши и пошлости. Я бы сказал, что музыки вообще плохой не бывает. Бывают неразвитые исполнители, но это к музыке не относится.

Артём: Какую роль, по вашему мнению, играет музыка в современном обществе?

Терентий: Первостепенную, наравне со словом. Причем музыка где-то и выигрывает. Она не обязывает думать, и в этом её сила. Она может говорить на всех языках, в отличие от слова. Рок-н-рол понятен даже чукчам, как и нам понятны их распевы. Это все делается на одном универсальном языке – на языке души и чувств, а это ставит музыку вне конкуренции. Думаю, что так будет всегда. Меняться могут только составы и вкусы, а суть уже есть: она неизменчива, ибо божественна. Музыка, пожалуй, — единственное, что не может быть осквернено, не может быть фальшивым и праздным в отличие от других видов искусства. Нельзя сказать, что за всякую праздную музыку придется дать ответ, а вот о слове — можно. Музыка пришла из этноса, далее — из классики, ну а теперь — из всего остального. Это глубочайший синтез нашей с вами природы с космосом, всепроникающая тайна, равная зачатию человека. Явление существующее, но абсолютно необъяснимое. Да в общем-то и объяснять не надо, да и незачем.

Артём: Терентий, какие, на ваш взгляд, навыки и знания необходимы для успешной карьеры в музыкальной индустрии?

Терентий: Талант – это первое, а дальше терпение и колоссальная целеустремленность, а еще следует не замечать ничего из того плохого, что скажут о вас. Если вы взяли инструмент с ответственностью, то рано или поздно его освоите. И не важно, что вы не Мальмстим, не Паганини или не Кейт Эмерсон, главное, что вы можете. Нужно быть немного сумасшедшим, чтобы договариваться с музыкой. Рациональность она не приемлет, ей нужны гениальные подходы и абсолютная преданность. Измен музыка не прощает, даже с алкоголем. Пьют музыканты, но не музыка, это надо знать.

Артём: Как вы считаете, современные музыкальные исполнители и композиторы влияют на культуру и общество?

Терентий: Безусловно. Они всегда влияли. Но не настолько сильно, как люди пишущие. Все-таки общество организует прежде всего слово, а музыка сопровождает. Хотя если слово кладется на музыку и удачно, то это уже — оружие и не просто, а песня! Вопрос только в правильном использовании и слова, и музыки. Да и вообще песня – она, как известно, нам строить и жить помогает. С этим не поспоришь, не так ли?

Артём: Безусловно, Терентий. Как вы думаете, какую роль играют музыкальные критики и эксперты в популяризации новых музыкальных тенденций?

Терентий: Очень большую, я бы сказал, что основную, поскольку они переводят неосознанное в осознанное. Лучших музыкантов вывели в свет лучшие передачи о них самих же. В свое время прорыв сделал ведущий ВВС Сева Новгордцев, позже - Артемий Троицкий, Борис Гребенщиков, журналист и музыкальный критик «Звуковой дорожки» Артур Гаспарян, а сегодня это Дмитрий Чернов с «Бесполезным золотом» и Дмитрий Добрынин с его «Восьмой нотой» на "Радио России". Это ультра -профессионалы, знают что и как делать, вплоть до интонаций. Так что многие из музыкантов должны сказать им спасибо. Они не просто разжёвывают всё, но ещё дают слушателям или читателям самые вкусные, самые лакомые кусочки интеллектуального подхода. Это изыск, так что без критиков и экспертов сегодня никак.

Артём: Какие изменения вы наблюдаете в музыкальной индустрии в последние годы?

Терентий: Если говорить о России, то они такие же, как и на Западе. Масса музыки и имен, но всё это в основном однодневки. И не потому, что всё плохое, а потому, что это — бизнес и рынок. Так что время советских звезд в их былом виде прошло. Сейчас нет лучших, а все хороши, но при этом никто о вас особо и не знает. Музыка потеряла свои имена, а стала просто музыкой. Это я говорю об эстраде. Есть, конечно дутые звёзды вроде Киркорова или Баскова, но это сплошной блеф. А если и звезды, то с большой натяжкой. Ни у того, ни у другого нет ни одного хита. Любой музыкант вам это подтвердит. Короли, в общем-то, голые…

Артём: Какие музыкальные проекты, альбомы или исполнители, на ваш взгляд, наиболее значимы в последние несколько лет?

Терентий: Для меня их очень много. В России не было никогда так много хорошей музыки, как сегодня. И это не только Григорий Лепс и Валерий Меладзе, но и Игорь Растеряев или, скажем, «Обе-рек», «Декабрь», «Кукрыниксы», «Мураками», «Мара», «Lumen» и «Психея». Можно назвать ещё многих, и все они очень талантливые люди. И это при том, что я всегда очень разборчив в оценках. В девяностые среди наших групп хороших было мало. Играли и пели так себе, кого ни возьми. Сейчас хотя бы на гитарах играть научились, причем настолько мастерски, что и добавить нечего. Музыка воспользовалась перестройкой и очень поднялась в России.

Артём: Как и почему родилась идея создать студию звукозаписи в те далекие времена?

Терентий: Здесь все просто. Любой музыкант мечтает о записи, а самое простое решение в те годы было таким: иметь свою пусть маленькую, но студию. Тогда за качеством не гнались. Нужны были тиражи и известность, а студия с этим справлялась.

Артём: Миссия студии Lemur Records заявлена как помощь молодым музыкантам, композиторам и звукорежиссерам в их работе над аранжировками и записью их собственных песен. Насколько она изменилась за почти 40 лет служения студии искусству, на ваш взгляд? Как она соотносится с современными тенденциями, когда бытует мнение, что студии не нужны, и современные технологии позволяют все делать дома «на кухне».

Терентий: Я очень благодарен вам, Артём, что вы не только подхватили и поддержали нашу идею, но и внесли в неё очень много современного и перспективного. Вы сохранили традиции и при этом расширили их до согласованности со всеми современными требованиями. Если бы в середине 80-х мне кто-нибудь сказал, что у студии такие перспективы, то я бы ему не поверил, хотя и мечтал именно об этом. У студии хорошее прошлое, она исторична и в тренде, так что сегодня это полностью обновленная шхуна, да еще и с таким замечательным рулевым и профессиональной командой. Что касается названного вами бытующего мнения, то это всего лишь мнение. Для музыканта студия будет всегда необходима, как и для художника мастерская. Студийная работа - это очень сложное искусство, так что музыке без этого никак, тем более современной.

Артём: Как получилось, что вы полностью передали проект Lemur Records мне, человеку, в биографии которого нет ничего связанного с музыкой, кроме студии, и как оцениваете результаты принятого решения?

Терентий: Во-первых, Артём, мы с вами друзья многие годы, я наблюдал вас в подходе к делам, мог отследить вашу ответственность, ваши знания, ваш подход к делу, к человеку, к коллективу, и все это было на хорошем уровне, а дальше –провидение! И здесь я абсолютно не ошибся. Вы, Артем, сделали и делаете настолько много и хорошо, что это вызывает разумное восхищение — и не только у меня, но и у моего окружения, а профи - музыкантов среди них немало. Моя передача студийного бренда в дар вам не была экспериментом. Признаюсь, это был очень разумный и крайне взвешенный поступок. Похоже, что мы оба не прогадали. Не знаю, как вы, а я счастлив. Можно сказать, что вы мой счастливый лотерейный билет, а я, точнее, студия, ваш удачный выигрыш. Так что удачи вам, друг мой, и вашим вёсельным, удачи всей вашей замечательной команде. Всё сложилось - и полярная звезда в нужном месте, и ветер попутный имеется. Так что в путь, друзья, и с благодарением!

Терентий Травник. Из книги «В четыре руки».
(0 пользователям это нравится)