Больше, чем о самом главном

Мне кажется, что наиболее важно в школьном воспитании говорить с детьми о смерти, причем делать это без всяких аллегорий, объясняя следующее:
Во-первых, жизнь всегда заканчивается смертью, и она не такая большая, как может им сейчас казаться, а чтобы прожить её правильно и достойно, необходимо очень бережно относится к каждому своему дню, памятуя, что все мы не вечны. В какой-то мере такой подход хотя бы частично избавляет человека от страха смерти, оставляя в нем только память о ней.
Во-вторых, надо объяснять, что никто не имеет права лишать другого жизни насильственно, ибо есть смерть, после которой обратного хода не будет.
В-третьих, необходимо исключить из воспитания всякое поверхностное, комиксоподобное отношение к смерти, обозначив ею вершину человеческой реализации, а не борьбу за выживание на уровне инстинктов.
Дети, получившие подобные знания с верной, благородной подачей, будут замотивированы на осознанность с самого начала, и тогда жизнь будет вносить лишь коррективы.
Всё это мне видится как естественное противодействие тому балагану и массовой попкультурной мишуре, связанной со смертью, начиная с фильмов и романов ужасов и заканчивая всякого рода мистификациями.
Что касается религиозного понимания как жизни, так и смерти, то оно, на мой взгляд, рассчитано на подготовленное сознание, а не на детское. Рассуждать с ребенком о жизни вечной почти бессмысленно не только потому, что он не может впитать в себя подобные рассуждения, но и потому, что внешняя среда говорит ему совершенно об обратном. Да, согласен, что ребенка можно в этом убедить, что в дальнейшем принесет ему некую пользу, но и многого может лишить, перенеся его бытие в мир иной, где всё, по его разумению, должно только начаться.
Думаю, что так оно и есть, но стоит ли терять здесь и сейчас то, что называется реальным временем?

Терентий Травник. Из книги "Три-Четыре".
(0 пользователям это нравится)