Чуть слева направо

Вспоминаю встречу в "Фонде развития социальных инициатив" с всеохватывающим названием «В будущее!». Основная тема беседы касалась культуры и культурного развития в стране.
К концу разговор зашел о творчестве: посыпались вопросы, мнения и суждения. Среди них прозвучало одно весьма интересное. Суть его такова: когда вы работаете просто за идею и у вас нет своего слушателя или читателя, а вы при этом продолжаете громоздить свои статьи, стихи или музыку в соцсетях при пяти посетителях, то это, мол, попахивает, простите, откровенной шизой. Эту мысль отстаивала одна часть аудитории, а вторая придерживалась мнения, что работа на потребителя и за деньги есть откровенное деляжничество, лишенное творческой основы, эдакий прагматизм, хотя и на базе вдохновения. Замечу, что и то, и другое имеет свой смысл, а потому дискуссию слушал с большим вниманием. В конце концов дали слово и мне.
Так вот, лично я думаю, что ни то, ни другое мнение не может претендовать на то. что оно окончательное. Плодить, не думая о том, нужно ли это кому-то или нет, действительно похоже на закидон. Но и просчитывать каждый шаг, как это делают на западе, тоже ерунда полная, если это касается творчества. Хотя надо отдать должное тому, что подобные просчёты на Западе касаются в основном массового искусства, а не чего-то исключительного. В свое время художник Зверев сказал замечательные слова о том, что художнику не надо гнаться за славой, ибо она давно гонится за ним . И это, замечу, так и есть. Вопрос только в том, насколько они нужны друг другу. Вспоминаю, как-то раз в нашей беседе поэт Александр Шаганов очень верно заметил, что нынешнее время — это время неправильно акцентированного авторства, приведя в пример то, что певец на сцене несет в себе всё и сразу, а композитор и автор стихов остаются в тени, что, по его мнению, в корне неверно. Аргументировал он это тем, что здоровое тщеславие потенцирует ко всему прочему ещё и ответственность, что неплохо. И все-таки в чем суть решения задачи? Кстати, задачи не такой уж простой, как может кому-то показаться.
Мне видится, что в балансе оно тогда, когда твоё личное погружение в тему и желание с кем-то поделиться созданным состоят в разумной пропорции. Хотел бы я, чтобы мои книги читали? Ответ: да. Хотел бы я, чтобы мои книги были в каждом доме? — точно нет! И на это лично у меня есть весомые основания. Однажды мой приятель, художник, сказал, что писателям проще: мол, написал одну книгу, а дальше с тиража, точнее с каждой книги, по рублю, вот и миллионер сразу. А картину размножить нельзя. И если продавать её дорого, то не купят, а дешево – то получается себе в убыток. Это я к тому, чтобы вы видели, как выжигает саму идею творчества коммерция. При этом обычно уточняют, что художнику жить-то на что-то надо, а поэтому он и торгует.
А впрочем, каждый принимает свое решение, исходя из того, что ему позволяют обстоятельства, совесть и здравый смысл.
А теперь пришло время открыть вам и свой взгляд на эту проблему. Так вот, я абсолютно убежден, что суть творческого процесса в полном самопожертвовании. Только тогда он и приносит достойные плоды и не только внешние, но и внутренние, а это значит, что и самому автору, обогащая его душу. Безусловно, созданное им может идти в продажу, но все вырученные деньги должны быть израсходованы на благотворительность, за исключением минимума, который позволяет поддерживать необходимую для автора творческую форму. Ведь кому-то и куска хлеба достаточно, а кому-то необходим отдых на море с полным моционом . И весь секрет в том, чтобы та необходимость, которую вы себе отвели, не угробила бы в вас человека любящего и творящего, а потому без понимания этого, а самое главное, без следования этому, создать что-либо достойное просто невозможно. Понимание оного приходит к каждому по-разному и не имеет какого-то единого значения. В нашем приземленном существовании даже Святой Дух имеет свою цену, но следует проявить особую чуткость и быть крайне осторожным в его оценке. Стоит ошибиться и переборщить — тотчас из ваших картин полезет мазня, а вместо музыки польются пьяные наигрыши, а стихи будут полной лабудой, ну и так далее. Саша Шаганов верно заметил, что чтение графоманских стихов может у вас напрочь отбить интерес не только к поэзии, но и вообще к литературе. Так что осторожнее. Любое самовыражение требует правильных выражений, и по возможности "не выражаться".

Терентий Травник. Из книги "Любовь к своему делу ".
(0 пользователям это нравится)