Дело времени

Признаюсь, что в юности и мне было свойственно вполне естественное желание внести в мировое искусство что-то свое и, к тому же, непременно еще и новое, причем такое, чтобы ни в чем не перекликалось с произведениями уже известных школ. Эта жизнеутверждающая потребность для многих талантливых художников и композиторов, увы, оказалась непреодолимой преградой, когда они, войдя в неразрешимый конфликт со своим желанием и не найдя решения, предпочли отойти от искусства, нежели плодить копии. Мой сокурсник, писавший восхитительные стихи, однажды отказался от них. Поставив себя в сравнение с Данте и оказавшись, на его взгляд, в проигрыше, он ушел из поэзии навсегда, в чем, на мой взгляд, был совершенно не прав. Подобное этому было во все времена, есть оно и сегодня.
Когда я встречаюсь с молодыми дарованиями совершеннолетнего возраста, то прежде всего стараюсь донести до них, что искусство - это не наука, и потому в новациях оно не нуждается. Сила и предназначение искусства в том, чтобы позволить самому себе самовыражаться любыми доступными средствами, не задумываясь о последствиях. Откровенно говоря, любое желание кого-либо удивить или обогнать противно самому принципу созидания, если только это изначально не задумано ради коммерции. Надо научиться создавать, причем создавать, не озираясь на уже созданное, не сравнивая ни себя, ни свои произведения с другими и не равняясь на мировые шедевры. Только в этом случае ваша гениальность обретет свойственные ей крылья и может вполне случиться, что вы откроете и создадите нечто свое. И даже при этом следует понимать, что это не станет чем-то из ряда вон выходящим, но будет вполне достаточным, чтобы обрести своего почитателя. А дальше - дело только времени: именно оно, во всей полноте своей власти, обладает правом довести начатое вами до состояния неповторимости и сохранить его в истории, как нечто необычное.

Терентий Травник. Из книги "Временное и постоянное".
(0 пользователям это нравится)