Детская комната: часть четвертая

ВОПРОС: В последнее время то и дело попадаются на глаза восторженные статьи о том, что детей надо хвалить с утра до вечера, при этом постоянно изыскивать для этого поводы. Как вы думаете, Терентий, а не достаточно ли просто не упускать тех поводов, когда ребенок действительно заслужил похвалу?

Терентий: Всякая похвала без особого повода замедляет развитие ребенка. Детей надо любить, а не сводить любовь к хвальбе. Хвалебные слова, сказанные без любви, не имеют никакого значения, более того, они развращают юную душу, делают ребенка капризным манипулятором. Такие дети часто обманывают намеренно, кривляются, всячески пытаясь вытянуть из родителей слова восхищения. Вы совершенно правы, говоря о том, что нужно быть внимательным и замечать детские достижения, но огромное количество конкурсов, не свойственных детской природе, особенно если это конкурсы красоты или моделей, делают из ребенка неуправляемого глупыша. К сожалению, родители не понимают, что это тоже разврат. Как-то раз, на очередной встрече с семьями, ко мне подошел мальчик лет девяти-десяти и буквально сунул пухлую папку с файлами, в которые были вложены десятки грамот. Их было столько, что, казалось, столько и за всю жизнь заслужить немыслимо. Иногда я видел такое выпячивание грамот и дипломов на стенах кабинетов частных специалистов, но, к сожалению, при беседе эти профессионалы никоим образом не соответствовали данному количеству наград. Я полистал папку и отдал мальчику, ничего ему при этом не сказав, в то время как он, видимо, ждал очередного восторга. Вскоре подошла мама ребенка и замерла, видимо, ожидая моей реакции. Я не знал, что ей сказать. У нас на занятиях было почти два десятка детишек, и все примерно с равными возможностями. Этот мальчик где-то собрал эти грамоты, но я не знал, как и кто ему их вручал. До этого он особо не выделялся среди моих учеников, а если иногда и давал о себе знать, то, скорее, как невоспитанный и избалованный ребенок. Я поблагодарил маму за доверие, но не более того. На следующее занятие они уже не пришли и на другое - тоже. С лидерством не сложилось, при этом амбиции не позволили водить ребенка туда, где не хвалят. Жаль, но от этого мальчишка только потерял.
Я не поддерживаю эту тенденцию к похвальбе, хотя и не являюсь сторонником пуританства. В целом с тем, что ребенка надо больше хвалить, чем критиковать, я согласен. Это воодушевляет детей, делает их целеустремленнее, но до определенного момента. К хорошему, как известно, быстро привыкаешь, а у детей это проявляется особенно ярко. И не получив должного, то есть уже привычного им внимания, они так же легко перейдут в иное состояние, сменив веселость на неуправляемую капризность. Больше всего начинают истерить девочки - участницы конкурсов всяких мисс. Это нельзя списывать со счетов.

ВОПРОС: Центры раннего детского развития растут как грибы. Но уже звучат тревожные голоса: в этих центрах ребенка не учат, а натаскивают, зачастую в угоду родителям, которым очень нравится демонстрировать способности своего малыша. Стоит ли вообще развивать дошкольника по каким-то особенным методикам? Не достаточно ли способов обычных?

Терентий: Развитие ребенка находится прежде всего в ведении его родителей. Центры детского развития есть обычные коммерческие проекты, цель которых во многом ориентирована на тех, кто поддерживает их существование, поэтому ублажать родителей достижениями их детей - одна из главных задач подобных заведений. Вывести ребенка в лидеры не так уж сложно, но как при этом сохранить его детство? В этом и вопрос. В целом, в таких заведениях нет ничего особо плохого, но к сожалению, и не так много хорошего.
Занятия в секциях и кружках полезны детям, но выбирать все это следует обдуманно, и родителям стоит учитывать в первую очередь не свое мнение, а желание ребенка. Его мнение здесь должно быть первостепенно, но открыть его талант, разглядеть его может только специалист. Ещё проблема есть и в том, что сейчас очень снижены требования к преподавателям, поэтому такие занятия зачастую бывают малоэффективными. Детей действительно натаскивают на результат, при этом лишая их самого важного - естественного творческого развития. Надо быть просто очень внимательным к тому, куда ходит ваш ребенок. И смотреть не столько за результатами занятий, сколько за общим состоянием его психики.

ВОПРОС: У нас с мужем двое маленьких детей: семилетняя девочка и трехлетний мальчик. Он - заботливый и любящий отец, но при этом сторонник жесткого воспитания, как и его родитель. С дочкой было проще: удалось убедить его в том, что девочку не стоит воспитывать жестко, а вот трехлетний сын уже хорошо знает, что такое отцовский ремень. Он любит папу, но и боится его. Зато – слушается. Ради справедливости надо сказать: ремнем отец чаще угрожает… И этого для послушания достаточно. Как быть в этой ситуации мне? Как смягчить ситуацию, не причиняя урона авторитету отца?

Терентий: Вот пусть и угрожает, видимо, по-другому ему сложно. Умел бы иначе, то не угрожал бы, а посему смягчать ничего не следует. Пусть отец продолжает свою линию воспитания, если он уже взялся за это. Ваше вмешательство может только расшатать психику малышу, и он станет неуправляемым. К сожалению, но он скорее всего примет вашу сторону, авторитет отца будет падать и это отразится на всем укладе отношений в вашей семье.

ВОПРОС: Я стараюсь соблюдать режим, воспитывая свою двухлетнюю дочку. Но стоит ли в угоду установленному порядку то и дело отвлекать ребенка от занятий, которые он нашел сам для себя? Не лучше ли позволить ему, например, изучать застежки новых ботинок, пока не надоест? И вообще, это ведь хорошо, если ребенок умеет занять себя сам ?

Терентий: Это очень хорошо, что он находит себе игры, но заниматься с ним все-таки следует. Здесь надо проявлять твердость и следовать распорядку. Прост позаботьтесь о том, чтобы у него было и свое личное время. Но в приоритете должны быть именно ваши планы.

ВОПРОС: Судя по разговорам на детских площадках, в наше время многие вполне развитые малыши предпочитают играть, а не слушать, как им читают книжку. Но с удовольствием рассматривают картинки… А школьники почти не читают. Даже те, кому разумные родители ограничивают доступ в интернет. Что делать?

Терентий: Эту ситуацию необходимо решать волевым образом. Ребенок должен читать и слушать чтение. Чтение без картинок, как ни что другое, развивает в ребенке фантазию, запускает творческие механизмы. Чтение есть основа ассоциативного мышления, а оно, как известно, и формирует интеллект. В этом отношении комиксы вредны. Их можно давать только при условии, что ребенок много читает сам или вы ему читаете, а он слушает. Вы посмотрите на лицо малыша, который слушает читаемую ему историю. Он весь находится в представляемых им образах, охвачен ими, а это и есть процесс развития.
Терентiй Травнiкъ "Записка из зала". 2018
(0 пользователям это нравится)