Детская комната: часть шестая

В прошлом я - педагог, а в настоящее время помогаю дочери воспитывать внуков. Хотелось бы услышать ваше мнение, Терентий, по поводу волнующих меня вопросов, которые возникают, когда по своей педагогической привычке начинаешь анализировать поведение детей и родителей.

ВОПРОС: С некоторыми мамами бывает трудно находиться рядом: они постоянно, громко и настойчиво, что-то запрещают детям: сядь ровно, не бегай, не трогай, замолчи, не лезь, зачем положил камень в карман… И почему-то особенно жаль детей, которые покорно выполняют все распоряжения. Как вы думаете, Терентий, есть такие замечания и запреты, количество которых родителям стоит резко ограничить или даже вывести их из своего обихода?

Терентий: Подобное поведение родителей - это, увы, упущение уже в их воспитании. Это, я бы сказал, - плохо воспитанные родители. Бывает и такое. К этому прибавляются их недомогание и усталость. Общая нересурсность родителей делает их слишком требовательными к детям. Они как бы вымещают на них свою усталость, нездровье и неустроенность, причем делают это неосознанно. Поэтому что-то говорить им по этому поводу в общем-то бесполезно, потому как к большинству замечаний они будут относиться агрессивно - они же этого не чувствуют. Но это действительно проблема, причем влияющая на психику ребенка. Задача сложная, и решение её в том, чтобы договориться в вопросе воспитания и не создавать впредь перекосов в ту или иную сторону – то в хорошую бабушку, то в плохую маму - и наоборот. Всё это надо решать за семейным советом, а не на бегу, между дел. Такие вопросы очень непростые, и обсуждать их стоит только открыто всем вместе за круглым столом переговоров.

ВОПРОС: Мы разрешаем нашим малышам пообщаться с кошкой или собакой, что встретились на улице, если видим, что животное здоровое и не агрессивное. Хотя понимаем тех, кто этого не позволяет. Но бывает неприятно сталкиваться с тем, когда при этом взрослые проявляют брезгливость и откровенную неприязнь к животному. Как вы думаете, Терентий, насколько важно формировать у ребенка правильное отношение к животным, и каково оно, правильное?

Терентий: Строгость в этом вопросе необходима. Животное есть животное. Если не проявлять здесь твердости, то сегодняшняя добрая собака может завтра и покусать. Лучше бы ребенку особенно и не трогать животных, тем более, те и сами этого не любят. Были случаи, когда дотошного малыша кусала бездомная собака, а потом озлобившийся отец ее просто убивал. К чему это? Для детей в отношении животных должно быть табу, звери это далеко не мягкие игрушки, а хищники, причем зачастую еще и инфицированные. Я рекомендую все детские контакты с животными начинать только через разрешение родителей. Кстати, как ни странно, но детское живодерство зарождается именно при чрезмерном внимании детей к животным: они их сначала активно тискают, а потом начинают мучить. А если зверь, скажем собака, еще и укусит, то ребенок может на всю жизнь возненавидеть собак.

ВОПРОС: Довольно часто приходится слышать негативную оценку действий учителя, которую родители озвучивают в присутствии собственных детей. Хотелось бы знать ваше мнение по этому поводу, Терентий, а еще и о том, что делать родителям, если они считают неприемлемыми те или иные действия педагога?

Терентий: Оценивать человека негативно в присутствии детей недопустимо, и это касается не только учителя. Ребенок все мотает на ус и делает выводы, навязанные ему вами же. К тому же он еще и сплетник – обязательно разнесет услышанное по классу, особенно в этом преуспевают девочки.
Если, как кажется родителям, педагог что-то делает не так, то нужно с ним и говорить, но только не в указной форме, а вопросительной. Вполне может оказаться, что не правы как раз-таки родители, а не он. Но беседовать надо обязательно: корректно и по существу, не отнимая у учителя времени общими рассуждениями. К таким беседам надо готовиться заранее, а не начинать их спонтанно, допустим, случайно встретив учителя, идущего в класс на занятия. Для этого, кстати, есть и родительские собрания, но в вашем случае речь все-таки идет о приватном разговоре.

ВОПРОС: Еще не так давно родителей мало волновал вопрос, в каком состоянии будет одежда ребенка, который пришел с прогулки. Просто одевали их попроще. Но сейчас на детских площадках то и дело слышишь сердитые призывы не испачкать и не порвать платье или штанишки. Родители одевают детей на прогулку порою так, словно ведут их в кино. Как вы относитесь, Терентий, к такому способу привить ребенку аккуратность?

Терентий: Так ее не прививают, а вот загубить в нем всю радость от прогулки можно запросто. Ребенка надо одевать по погоде и по играм, а не так, как вам бы хотелось. Он должен ползать и грязниться, рвать штаны и измазываться. Это очень важно понимать. Для воспитания аккуратности достаточно следить за тем, чтобы он ел аккуратно, убирался в своей комнате, мыл руки и обязательно складывал портфель с вечера, если ходит в школу. Этого более чем достаточно. А если вам удастся ещё и уговорить ребенка в чем-то вам помочь, и он при этом не только не откажется, но и сделает все как надо, то это совсем хорошо. А водить в песочницу в бальном платьице ни к чему. Тогда всякое пятно - это уже ваш промах, а не ребенка.

ВОПРОС: В транспорте все чаще можно видеть маму, которая торопливо усаживает своего не такого уж маленького, вполне способного постоять ребенка на освободившееся место. Сама - стоит, а рядом может стоять еще и старушка… Правильно ли это - одна сторона вопроса... Но ведь при этом мама формирует у сына или дочери пренебрежение не только к окружающим, но и к самой себе? Вы согласны с этим, Терентий?

Терентий: Да, согласен. Ребенок может садиться тогда, когда есть действительно свободное место. Родители боятся, что дети будут суетиться, толкаться, мешать проходу взрослых, вот и стараются их побыстрее усадить, но для этого достаточно посадить малыша к себе на колени. За этим необходимо следить. Это и есть развитие и закрепление социального поведения, и оно имеет важную роль в воспитании, так же, как и слова благодарности со стороны ребенка. Вообще-то неуправляемыми детей делают их же родители.Изначально все дети скромные, тихие, стеснительные и боязливые. Разве что когда болеют, то капризничают, но это не в счет.
(0 пользователям это нравится)