Двери и окна

Один мой знакомый , известный художник и честный в своих взглядах человек, как-то раз поделился со мной, что своими достижениями он обязан тому, что всю жизнь стремился достигнуть совершенства, и я подтверждаю, что это так. Совершенства он так и не достиг, но результатом этого стремления стала коллекция удивительных и во многом небывалых по мастерству полотен. Когда же меня спрашивают о вере, то я прежде всякого привожу именно это пример, считая веру тождественной всякому стремлению, в данном случае - стремлению к Богу. Поскольку бытие Господа ассоциируется у человека с благом, то вера и есть стремление ко благу. Очищение души, самосовершенствование, избавление от грехов, которые по сути являются ошибками, - всё это и есть стремление, а значит, и вера. Таким образом, верующий человек всегда мотивирован на стремление. Молитва есть стремление беседовать с Богом, пост есть стремление к очищению естества от дурного, доброделание есть стремление поступать так, как это было бы угодно Господу: всякое стремление ко благу и есть вера. Вера никак или почти никак не связана со знанием. Более того, знание противоречит вере. Господь ради благоденствия человека оставил ему свободу, а не знание, посчитав, что именно веры будет достаточно для него, дабы тот воссоединился с Ним. 
Как-то раз, в те времена, когда я преподавал психологию, мы с коллегами решили провести на очередном семинаре дозволенный эксперимент со студентами. Для этого на занятие был приглашен знакомый мне фокусник, а группа была разделена поровну. Первой половине фокус предложили посмотреть так, как это происходит всегда, а половине второй фокусник должен был сначала рассказать о секрете и только потом показать сам фокус. Первая половина группы осталась довольной, хотя и не поняла секрета, вторая же, зная как оно делается, явно скучала при исполнении номера-трюка. 
Смысл эксперимента в том, что в первой подгруппе испытуемых был сохранен дух веры, а во второй явно появился дух знаний. Далее я предложил студентам поделиться впечатлениями о номере и дать ему краткое определение. Те участники эксперимента, которые смотрели фокус без подсказки, дали положительные, замечательно яркие отзывы об увиденном - в противовес тем, кому изначально был раскрыт секрет. Преждевременные знания оказались губительными для восприятия, и преимущество получили те, кто лишь догадывался о том, как фокусник творил свои чудеса, то есть верил, но не знал. По этой причине Господь и не открывает нам Себя, дабы мы всегда имели это самое преимущество как верующие, но не знающие люди. Чтобы вера, став нашим стремлением к постижению духовной жизни, производила в нас разительные преобразования, ибо блажен кто не видел, но верует. В свое время поэт и музыкант Андрей Макаревич сказал: 

Нас мотает от края до края, 
По краям расположены двери, 
На последней написано: "Знаю", 
А на первой написано: "Верю". 
И, одной головой обладая, 
Никогда не войдешь в обе двери: 
Если веришь - то веришь, не зная, 
Если знаешь, то знаешь не веря. 

"Вера твоя спасла тебя", - говорит Христос, обращаясь к женщине, исцеленной от кровотечения. С этими же словами он дарует зрение слепому Вартимею, их же слышит женщина, помазавшая Ему ноги миром, то же самое происходит и при исцелении десяти прокаженных - спасает именно вера, но не знание. 
Едва ли не кощунственными выглядят попытки ряда теософов искать доказательства существования Бога. Не знание, но веру выбрал Бог в качестве способа связи человека с Ним, веру, но не знания. Свет знаний, льющийся через окна бытия, не позволяет человеку спастись. Только входя через дверь веры, он в полной мере может это осуществить. Спасение приходит постепенно, незаметно подчиняясь устремлениям сердца верующего человека. Подлинная вера мало заметна в своих проявлениях , в отличие от пусть и рассудительной, но все-таки шумихи вокруг чудотворения или же от эксцентричного анализа некоторыми христианами трудов догматического богословия. Подлинная вера не опирается на эти методы, а просто существует.

Терентiй Травнiкъ. Из книги "Нomopolysemos"
(0 пользователям это нравится)