Ещё раз о поэтическом языке

Несомненно, что для возникновения всякого стихотворения нужны рифма и ритм. Это как для картины — краски и кисти. Если ритм дает написанному структурность и определенный мелодизм, то смысл рифмы в стихотворении намного загадочнее и сложнее. Мне видится в рифме определенная медитативность, приводящая читателя или слушателя в некую изумленность, обусловленную особым состоянием души, близким к восторгу и удовлетворению одновременно. Безусловно и ритм, и рифма необходимы, но даже при их наличии стихотворение все равно не получится — нужно нечто большее, нужна смысловая глубина и нечто удивительное, растворенное во всем произведении. Не стоит думать, что это какие-то особые слова или мысли – всё не так, ибо удивительное имеет иную природу, исходя из чутья автора, точнее, из богатства его внутреннего мира, а именно — души. Удивительное подчинено вдохновению и сродни озарению, и если кто испытывал нечто подобное в своей жизни, тот меня поймет. Одно из свойств такого изумления — это усмирение ума, который всячески стремится интеллектуализировать создаваемое поэтом. Ум призывает писать так, чтобы читатель пребывал в восхищении от мастерства пишущего. Поэтому нередко поэты упорно ищут рифмы, дабы поразить своего читателя. Подобный поэтический интеллектуализм особо развит в среде молодых, точнее, начинающих авторов. Мотивированный стремлением удивить мир, такой поэт рождает нечто очень близкое к стихам, но все-таки это — не стихи.
Так что же нужно для завершения рецепта стихосложения? Удивительно, но для этого нужны легкость и простота при изложении сложных тем. Гениальное стихотворение всегда кажется простым и понятным, что необходимо для проникновения в читательское сердце. Оказывается, стихи пишутся именно для него и ради него. Именно то, что постигается человеческим сердцем до дрожи, до мурашек по всему телу. и есть настоящая поэзия. В большинстве своем такая поэзия потрясающе проста и необыкновенно хороша. Она настолько великолепна, что ум, зачастую исполненный снобизма и вычурности, не выдерживает и оставляет сердце в покое. А вот теперь – внимание! Истинное поэтическое слово исполнено покоя, это когда оно занимает свое и только свое положение в строке и никто, и ничто не просит более уступить для него место.
В великой поэзии все слова спокойны: о них невозможно споткнуться, они не давят и не трут, они выставлены так, как выставлены ноты в музыкальных гаммах. Заняв подобное положение, такие слова готовы к приему любви. Стихи получаются только в любви и у любящего человека, способного терпеть и прощать. Если этого нет, то получаются не стихи, а стихотворный образ, пестующий в читателях умничанье, приводящее в конечном счете к ощущению собственной избранности, что сродни обыкновенной глупости.

Терентий Травник. Из книги "Домашнее задание".
(0 пользователям это нравится)