Если бы мы могли его слышать, ему было б легче петь

К 70-летию Бориса Гребенщикова...
Сегодня, зная мое особое отношение к творчеству Бориса Гребенщикова, его взглядам и философии, многие мои знакомые пытаются не то чтобы разубедить меня, а как бы немного сдвинуть с того понимания БГ, коим я всегда отличался. Скажу сразу, что мое отношение к этому замечательному человеку, этому мастеру своего дела никоим образом не изменилось, несмотря на всё то, что о нём говорят в СМИ. Дело в том, что Борис Борисович уже давно вышел за рамки сцены и рок-н-рола. Лично для меня всё, чем он занимается и то, как он это делает, было понятно уже тогда — в начале, а точнее, в середине 80-х. Борис не певец и не артист, а прежде всего философ, взявший гитару в руки для придания выразительности и красноречия своим мыслям и размышлениям. Вне всякого сомнения, это не просто лидер, а лидер волевой и харизматичный, задача которого, если она вообще есть, — просвещение нашего, сначала советского, а потом и российского народа. Впрочем, не думаю, что сам он такого мнения о себе. При этом он явно человек закрытый...
БГ — это единственный из питерской тройки подпольщиков тех лет, включая Майка и Цоя, кто смог войти в подлинные глубины отечественной и мировой культуры, а потому жить в одно время с таким человеком — немалая честь. Он умный, самоироничный, напористый, образованный и воспитанный человек — лицо и времени, и эпохи. Никогда не сравнивал его с прочими артистами, а тем более с отечественными звёздами, и не только потому, что сравнение будет не в пользу последних, а по причине абсолютно иного контекста всей его многолетней деятельности. «Аквариум» - это просто ширма, причем, на мой взгляд, очень удачная, за которой рождается множество смыслов, затем облекаемых в музыку. Кстати, музыка «Аквариума» безупречна как по форме, так и по содержанию, чего нельзя сказать о вокале самого Гребенщикова. По сути, он вообще не поёт, а верно и очень "космично" напевает, а то и наговаривает свои стихи, и даже незначительная нотная фальшь не портит произведения. И то, что он слегка вибрирует голосом, направлено на то, чтобы попадать в ноты, хотя постепенно из этой вибрации, а для кого-то, простите, и блеяния, родилась авторская манера БГ, а это дорогого стоит.
Что касается самого тембра голоса, то скажу сразу: такое исполнение свойственно только человеку, которому открыты уровни глубин бытия на уровне сердца. И не для красного словца я сейчас всё это говорю.
Конечно, Борис — разный: он дерзкий и романтичный, прикольный и смешливый, во многом демонстративный, но никогда не пошлый и не циничный, и даже его нечастая матерщина облагорожена его же интеллигентной, породистой сутью ленинградца, а теперь уже петербуржца.
Он сценичен, и с головы до пят — эстет, что в какой-то степени придает его персоне налет нарциссизма. Не могу сказать, что это хорошо, но лично его оно не портит. Выручает, видимо, интеллект. Безусловно, Борис сноб и хорошо знает себе цену (имеет право – заслужил). Его песни интересны, слова умны и не лишены некой сакральности; он социален и, конечно же, трагичен, как настоящий поэт.
Что касается его оценки текущих событий в мире и в нашей стране, то лично я ничего иного от него и не ждал: он — целостен, а значит, слова его не расходятся со взглядами. Впрочем, Борис всегда был не то чтобы вне политики, а где-то там, где до неё нет дела. Безусловно, он сорвал перестроечный куш и время развала страны использовал на благо своему искусству да и всей отечественной культуры. Если же говорить о вреде, который нанесли России деятели сцены, то Борис — из тех, кто сделал это минимально, если вообще сделал. При всём этом надо отдать должное тому, что на волне тотальной перестроечной пошлости и безвкусия «Аквариум» и подобные ему коллективы хоть как-то сохраняли страну от переедания гламурными полуфабрикатами. Вне всякого сомнения, любая встреча с Гребенщиковым на ТВ в рамках интервью глубока и интересна. Конечно же, она рассчитана на подготовленного, думающего зрителя и, судя по просмотрам, таких немало.
Не думаю, что Борис Борисович отказался от России. Даже несмотря на его известную приверженность к космополитизму, это невозможно. Он не просто наследник золотого и серебряного веков нашей страны, главным является другое: он их продолжатель, тяговая сила, бурлак, один из тех немногих, кто с юности правильно понял Россию и не утонул в лживом либерализме, навязанном всем нам перестроечными толкователями известных символов: бани, водки, гармони и лосося… Он не ушёл в Европу, а в каком-то смысле привёл её к нам в Россию ещё тогда, когда наряду с арбатским базаром страну поддавливал КГБ, да ещё и на поклон привёл. Один из моих знакомых немцев был удивлен, что в России вообще существует такое явление, как БГ и его «Аквариум», и немца можно понять. Россия — не просто лапотно-косоворотная страна, но страна высочайшего искусства и таковой же культуры. И нормальные европейцы это всегда видели и понимали.
Гребенщиков — подлинно русский деятель культуры и, подчеркиваю: он не артист, а кто-то другой, и нет ему прямого названия. Говоря по-простому, он — типичный образец человека, который занимался и продолжает заниматься тем, что во все времена называлось творчеством. Он воспитан на своих песнях, а такие люди всегда честны, по крайней мере по отношению к себе. И если сегодня он с чем-то или с кем-то не согласен, то уж точно имеет на это право. Если не он, то кто тогда? В свое время такие, как Гребенщиков, удержали Россию, а тогда еще это был Союз, на плаву, не дав утонуть ей в дешевых изысках поп- массовой сцены. Да и кураж Бориса и музыкантов тех лет, иже с ним, невозможно сравнить с развратом и мерзостью сегодняшних.
В завершение добавлю, что если бы в постсоветской, а тем более в постперестроечной России нашлось бы с десятка два вот таких Гребенщиковых, то мы вряд ли бы так глубоко вляпались в месиво «разврата грязного и мелкого тиранства», говоря строкой Некрасова. Уверен, что если мы и не выплывем, то всё равно выползем и очистимся, хотя б и потому, что в нашей культуре были и остаются такие люди, как Борис Гребенщиков.

Терентий Травник. Из книги "ПРО1ОО".
(0 пользователям это нравится)