Если бы знать

Иногда я подолгу смотрю на этих пяти-шестилетних мальчишек, так весело и без затей играющих в детском садике. Стоит их позвать воспитательнице, так они сразу бегут к ней... и лишь один или двое замирают и прячутся в кустах.
Пройдет время, и детки вырастут. Кто-то станет защитником, а кто-то - преступником, кто-то будет управлять, а кто-то - исполнять...
Я всегда задаю себе только один вопрос: почему? Почему те, которые совсем недавно играли вместе, повзрослев, разлетаются по белым и черным клеткам шахматной доски, и тогда один - ищет и находит, а другой - отнимает и разрушает? Что же должно было такое случиться у каждого, чтобы из этого веселого гурта детей вышли в мир не только праведные, но и лжецы; не только доблестные, но и негодяи?
Вспоминаю свой первый класс и тех, кто учился в нем. Точно так же сложилось и у моих одноклассников. Кто-то встал на защиту мира, а кто-то пошел на тропу войны. И заранее было трудно предугадать, кто и куда пойдет.
Так как же все-таки оно случается? Каким образом из наших с вами детей вырастают и защитники, и агрессоры? Неужто всё дело в воспитании? А может, в среде обитания? Или книжку нужную в детстве прочитал тот, кто теперь честно лечит людей?
А ведь вопросы не простые, потому как от миропонимания каждого из этих детей могут и будут зависеть не только судьбы миллионов людей, но и сама их жизнь, а потому и вопрошать стоит строго и внимательно.
А что касается ответа - его ищут, и он обязательно найдется: без него жить и опасно, и бессмысленно... А пока мальчишки вновь что-то затеяли, похоже, играть в войну или в догонялки - без разницы. Они весело носятся вокруг песочницы, а всё потому, что пока ещё не их время... И слава Богу!

Терентiй Травнiкъ. Из писем и дневников. Книга вторая.
(0 пользователям это нравится)