Эволюция в творчестве

Проводя не один год творческие мастерклассы в «Школе Доброделания», я пришел к окончательному выводу: для того, чтобы создавать что-либо, нужна команда из четырех человек. Это вдохновитель, реализатор, критик и завершитель. Эту схему я называю для себя «3+1». Завершитель идёт последним и стоит несколько особняком. Его задача не только остановить процесс, но и запустить следующий. Поэтому он плотно сотрудничает с вдохновителем — их обоих объединяет мечта. Только один стоит в начале всякого дела, другой — в его конце, и оба они мечтатели и фантазёры. Среднее звено составляют воплотители – это реализатор и критик, которые непосредственно формируют и выращивают тело проекта. Находить подобных людей мне позволяет методика, оттачиваемая не один год, которую я назвал «квартет». Психологическое образование и знания показывают мне, как и каким образом совершенствовать методы, направленные на достижение максимального, а главное, гармоничного результата. В настоящее время я работаю над созданием и закреплением образа лидера или мастера, человека tresunus (3+1) или квартератора, способного объединить в себе все четыре качества системы и довести начатое им до конца самостоятельно. Это, с моей точки зрения, и является главным принципом не искусства, а именно творчества – последовательная, осознанная, созидательная ориентация во времени и пространстве, приводящая к динамическому результату, то есть такому, который имеет в себе самом продолжение. Для наглядности представляю своим ученикам творчество как процесс смены времен года, где весна является вдохновителем, лето — реализатором, осень — критиком, и зима — завершителем. При этом я напоминаю, что всякий год имеет плоды и семена. Это и является благодарением Богу. Необходимо уметь начинать, помня о завершении, и завершать, думая о начале и смысловом продолжении. В этом заключены принципы развития и совершенствования. Инструментом в моей практике являются воля, логика, здравый смысл, целесообразность и, конечно же, экспериментальность, выводящая проект за рамки структурности. Творя, надо всегда держать во внимании элемент импровизации и допуска неожиданного — они и являются харизматичными наполнителями проектируемой умом формы, доводя создаваемое до осознанного подхода. Именно тогда и процесс, и результат становятся взаимопроникаемыми и имеют ту самую вибрацию, которую я называю жизненной, а главное, жизнеспособной. Всё остальное есть моделирование, и даже в своем неуловимом оно остается ближе к искусству, нежели к творчеству.
В завершение скажу, что всякое творчество является жертвенным, а потому априори остаётся бескорыстным служением. Даром получив, даром отдай. Это — основа любого дарения блага, основа благодарения, а творчество таковым и является - и никак иначе.

Терентий Травник. Из книги "Корни и семена".
(0 пользователям это нравится)