Finita la poezia

На пути к Богу всякая душа, преодолевая ошибки и искушения, проходит пять преград. Этими преградами, как ни странно, являются наши с вами пять чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.
Каждое чувство представлено для нас видом того или иного искусства, будь то танец, живопись, музыка, врачевание и кулинария. Литература и наука есть следующая ступень развития чувств, причем литература объединяет в себе танец, живопись и музыку, а наука- врачевание и кулинарию. Позже из литературы вырастает поэзия, основанная на живописи и музыке. Поэзия есть не только высшая ступень на пути к Богу, но и последняя, наитяжелейшая преграда на пути к Нему. И если по отношению к читателю и слушателю поэзия является Божественной, то по отношению к самому поэту она становится почти непреодолимым препятствием для связи мастера с Богом. Быть поэтом в прямом смысле опасно. Душа, охваченная пламенем неразрешенности, ищет в слове абсолютную гармонию, не учитывая молчания. Необузданная страсть сталкивается со светом в сердце поэта, зачастую приводя его к самоубийству. Именно поэзия чаще всех иных муз расправляется таким образом со своим хозяином. Слово грешника, мерцающее в огне святости, закупоривает душу, приводя к столь горьким последствиям.
Рано или поздно всякий поэт должен отказаться от поэтической деятельности, дабы, покинув мир образов, выйти в мир духа, где слово и предстанет для него самим Богом.
До тех пор, пока поэт пишет, то слово находится у Бога, а мастер лишь посредник между бесконечной любовью и невообразимой тьмой; Харон, доносящий свет до места назначения.
Это состояние настолько велико и возвышенно, что автор не в силах растождествить себя и свое творение. И только полнейшая реализация в слове стиха может привести его к успокоению и отказу от данного вида творчества. Отказ неизбежно приведет к созерцанию и молитве, что будет свидетельствовать о финализации земного пути мастера и переходе в мир Духа.

Терентiй Травнiкъ. Из писем и дневников. Книга вторая.
 
(0 пользователям это нравится)