Фрагменты из дневников Терентiя Травнiка. Слово о поэзии.

* * *
«Знакомясь с трудами великих мастеров слова, поэтического слова, меня с каждым разом всё больше и больше удивляло, как из обычных слов слагается то, от чего душа воспаряет, душа задумывается, душа пробуждается. Как получается она, эта поэтическая картина-музыка? Нельзя сказать, что я страстно стремился найти ответ, но в самом удивлении моём было столько прекрасного для меня, что от этого восторга мне уже было очень хорошо. Это чем-то похоже на выступление фокусника, когда наблюдая за пасами, сперва ты удивлен, потом хочешь разгадать тайну, но уже вскоре ты оставляешь эту мысль и просто любуешься происходящим…»

Т.Травнiкъ. 2001 г.


* * *
«Не становятся поэзией зарифмованные суждения, не становятся и ритмические строки. Даже музыка объединенная с цветом ещё не поэзия, но только любовь делает этот союз таковым, делает поэзией…»
Т.Травнiкъ. 2009 г.

* * *
«Думаю, что не так уж мало людей есть на свете, кому ни разу в жизни на ум не пришла бы хоть одна поэтическая строка. Другое дело, почему человек не воспользовался этим предложением? Каким, спросите вы? Думаю, предложением ангелов поговорить с ними».
Т.Травнiкъ. 2010 г.

* * *
«Иногда мне кажется, что мир ждёт, чтобы быть названным, чтобы человек к нему обратился и поговорил с ним. И лучше писателя этого никто не сделает. Поэт же знает, как говорить с безмолвием мира, и что удивительно, безмолвие его не только слышит, но и отвечает ему».
Т.Травнiкъ. 2010 г.

* * *

« Когда я говорю о поэзии, то всегда стараюсь приводить примеры её возникновения и проявления. Один из них приведу здесь. Вот самый простой текст, доступный каждому из нас. Читаем:

«Сентябрь. Лес облетел и осыпался сад. Были ночные заморозки, и замёрзли георгины, но роза выжила и своею красотою напоминала о весне…».

В этом тексте еще нет цвета. Он бесцветен. Давайте наполним его цветом. Вот, что получилось. Своеобразный, даже в чем-то выразительный текст, читаем:

« Свои вершины осыпал лес, обнажил чело свое сад, и дохнул сентябрь. Обожгло дыханьем ночи георгины. Но между погибшими одна, лишь ты одна пышна и благоуханна, царица роза. В дуновении мороза ты дыханьем и очертаньем на меня веешь весною назло испытаниям жестоким и злобе гаснущего дня…».

Здесь уже есть цвет, но ещё не посетила это описание музыка. Давайте, теперь, посмотрим, что с этим описанием сделает музыка. Ни одного слова, даже союза не будет мною удалено и изменено в тексте, но просто музыка споёт и сыграет сказанное. Итак, читаем и слушаем:

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня…

Слова абсолютно те же, но этот шедевр, полный любви, создан великим Афанасием Фетом, создан больше ста лет назад, 18 сентября 1885 года. Всё легко, красиво, певуче, всё представимо и проникновенно. Это и есть – поэзия! Она всегда вне времени, и вне пространства, как и всякое творчество, как и сама Любовь.
Т.Травнiкъ. 2012 г.

* * *
Как-то я гостил у своих друзей, художников,  гостил на их даче. Милая, добрая семейная пара. С утра, как это и заведено у таких людей, они уходили на этюды, а их сынишка, семилетний Макарка, оставался со мной. Вечерами же к ним стекался окрестный творческий люд на чай, и я читал стихи всем присутствующим. Так вот, Макарка, видимо, это запомнил и раз подойдя ко мне спросил об этом, но, не дожидаясь моего ответа, тут же продолжил от себя: « Я тоже пишу давно, но родители не знают. Хочешь прочитаю?»
Я кивнул и внимательно стал слушать. Макарка отошёл на несколько шагов от меня, замер, вскинул руки вверх, набрал ртом воздуха и медленно, чеканно, громко произнёс: «Кругом такая красота, что мне совсем не хочется… уезжать отсюда!»
Я помолчал, потом спросил его: Это стихи?
Ну, да, - ответил мальчишка.
Я не знал, что ему сказать. Он молча смотрел на меня, потом спросил: Понравились?
Я понял, что разговор будет серьёзным и честно сказал: Не очень…
Ответ Макарки меня просто поразил. Он, совершенно без обиды, произнёс: Да, понимаю. Мне тоже в конце не очень нравится, надо доработать…» Повернулся и пошёл в сад.
Я смотрел ему в спину, пока мальчик не исчез в яблонях, потом, вдруг, вспомнил его слова и медленно их произнёс вслух  и тут, явственно услышал в них любовь. Да, это так! И пусть в них ещё не было ни цвета, ни музыки, не было ничего, что могло бы обратить внимание слушателя к сказанному, но была она - эта большая, со вскинутыми руками и вдохом воздуха на полную грудь, любовь!
Сейчас Макару двадцать четыре… У меня на полке дачной библиотеки есть книжица с его стихами, маленькая, милая книжица. Он мне её не так давно подарил. В самом начале книги стоит эпиграф, цитирую : «Кругом такая красота, что мне совсем не хочется уезжать отсюда!» А, ведь, это так... В контексте поэтического мировосприятия эти слова кажутся очень убедительными.
Т.Травнiкъ. 2014 г.
(2 пользователям это нравится)