Исходя из необходимости

Вероятно, одной из самых ошибочных стратегий Советского Союза по отношению к своим граждан было то, что государство их заставляло, да-да, именно заставляло работать, и конституционное право на труд перерастало в обязательную трудовую повинность с соответствующей статьей в УК за тунеядство в случае её невыполнения; заставляло ходить на собрания и на субботники, а ещё - в обязательном порядке - проводить те или иные мероприятия, ездить по совхозам и убирать там осенний урожай, а также собирать и сдавать металлолом и макулатуру, вступать в пионеры, в комсомол, в профсоюз, становиться членом ДОСААФ, сдавать нормы ГТО, не портить госимущество... Заставляло, не проявляя и малейшего желания прививать людям интерес ко всему перечисленному. Я помню, как в школе, а потом и в институте мы с ребятами старались прогулять все эти мероприятия, помню, как расплачивался рисованием многочисленных плакатов и газет за любую случайную и в общем-то невинную провинность, а еще помню, с каким нежеланием наши родители участвовали в разного рода собраниях. Неактивная позиция скучающих партийных функционеров в деле пропаганды приводила к падению авторитетности и значимости идей подобного рода, и население страны ощущало, что его оболванивают. Вспоминаю, как у меня не принимали документы в институт по причине того, что я не успел вовремя вступить в комсомол, и как формально, на ходу, буквально в коридоре райкома, мне был вручен комсомольский билет. Вся эта нелепица вызывала ответную реакцию у населения в виде анекдотов и насмешек. Кстати, отсутствие сегодня анекдотов на подобные темы есть положительный момент, в какой-то мере свидетельствующий о здоровье политического климата в стране. Даже компартия ведет себя как либеральная, точнее, лояльно-коммунистическая, позволяя своим членам жить далеко не по-корчагински. А нынешний юмор, не найдя сторонников в интеллектульных кругах, опустился «ниже колен» и с легкостью вызывает ответную веселость у расслабленной части населения, а рейтинг передач, занимающихся этим беспроигрышным делом, только растет.
И все-таки, рассуждая о свободе взглядов и действий, нельзя прийти к однозначному выводу и не стоит утверждать, что насильственная воспитательная политика не имела смысла: смысл, конечно же, был, и помимо основного, что заключался в тоталитарном сдерживании населения рамками определенных установок, заключался еще и в том, что был наработан опыт общественного воспитания, и это, вне всякого сомнения, приводило народ к единству, далеко не всегда формальному. Страна Советов, объединенная пусть и малоэффективными директивами партии, тем не менее неплохо взращивала эти традиции и с успехом прививала их в обществе, плодя так называемые социальные привычки, о которых многие из моего поколения вспоминают с теплом и не без основания. Жили, как умели, а тотальный дефицит товаров и продуктов питания компенсировался ускоренной эволюцией ума. Что касается общего, то все советские люди любили праздники и выходные, любили ходить в гости, есть деликатесы по праздникам, собираться за общим столом, а любимые фильмы смотрели по телевизору всей семьей, при этом доверяли соседями и жили по законам взаимопомощи. Замечу, что этот фон, безусловно положительный, был не заслугой, а скорее побочным продуктом партийной установки - изгаляться над собственным населением.
Сегодня время иное - время отчуждения. Встречаясь с молодежью и уходя в воспоминания, я отмечаю, что юные граждане без особого интереса слушают истории о советском прошлом, если только не введешь в свой рассказ воспоминание о чем-то необычном и ярком. Нынешняя молодежь во многом ориентирована на свободу, и мне это видится верным. А сложность заключается в том, что инерционность постсоветского времени зачастую не может подсказать, как и куда двигаться с этой самой свободой. В результате в среде юных множатся лень, безынициативность, заторможенность и желание только лишь потреблять.
Говорю это со всей ответственностью: сегодня, как никогда, встает вопрос о зрелой идеологии как о рулевом механизме развития нации, с помощью которого необходимо подобрать ключи к её запускающему механизму. Пока не ясно, на что все происходящее сможет опереться, но очевидно, что не на архаичные привычки государственных мужей принуждать, заставлять и требовать. Каким образом задача будет решаться, сказать сложно, и все-таки мне кажется, что приоритетными в её решении станут именно творческие, гуманные и позитивно индивидуальные методы – все то, что делает мир по-настоящему красивым и сохраняет человеку необходимую для счастливой жизни свободу. А иначе - никак...

Терентий Травник. Из книги "Временное и постоянное".
(0 пользователям это нравится)