Искусство Вадима Овсянникова

“Начну со вчерашнего,
Буду сегодняшним,
Завтра же снова уйду во вчерашнее…
Снова по пройденным тропам нехоженным,
В новом открою забытое старое…”
                                       Т.Т.
 
Искусство Вадима Овсянникова – это возрождение и духовный поиск молодого поколения России. Глубокий творческий процесс приводит художника к вечным истинам, к тонкой, покорно зовущей красоте русской земли, к трепетному благородству пейзажей, наполняющих душу любовью и светлой грустью философской задумчивости церквей и монастырей, хранящих время и мудрость поколений, храмов, отвергающих тьму и воспевающих свет.
 
Вадим Овсянников родился в Москве в 1963 году в семье военнослужащего. Рано проявившиеся у мальчика способности к рисованию позволили принимать участие в многочисленных конкурсах и выставках еще в школе.
 
В 1983 году Вадим заканчивает художественную студию при МЭИС и принимает участие в выставке работ студентов ВУЗа. Надо сказать, что те времена тяжело отражались на творчестве молодых художников. Отсутствие возможности выставлять свои работы, ограничение свободы в выборе идей и многочисленные табу, толкали художников на поиск выхода, в почти безвыходной ситуации, на собственное решение этой проблемы. И вот, возникают многочисленные выставки на бульварах, в парках, и… на квартирах, которые собирали тысячи зрителей, но к сожалению, большинство из них заканчивалось столкновениями с властями, считающими данное событие «нарушением общественного порядка и покоя граждан?!» Красочный мир молодежного «андеграунда» спрятал себя в старых домах, в серых стенах, где порой, картины освещались только свечами, рассыпался по бесконечным городским подвалам и чердакам. В памяти еще свежи воспоминания о грандиозных вернисажах в Битце и в Царицыно. В Царицыно выставки проходили несколько лет подряд, до 1984 года. 1 июня (в День защиты детей), собирая гостей со всей страны от Прибалтики до Сибири. Зерно, брошенное на камень, все-таки проросло… Именно это сложное время дало силы многим молодым талантам, закалило их и утвердило в собственном творческом поиске и позволило в конце 80-х годов заявить о себе и честно войти в официальный мир искусства, неся свет и надежду грядущим поколениям.
 
Лирика архитектурного пейзажа волновала молодого художника всегда. Спокойствием и певучестью проникнуты многочисленные этюды и миниатюры Вадима Овсянникова, написанные в Царицыно, Коломенском, в Абрамцево и Торжке.
 
Меня всегда поражала та гармония, то единство, которое царили в образе жизни, в мыслях и творчестве художника, сейчас можно с уверенностью сказать, что только глубокое видение, внутреннее равновесие и огромная работоспособность вывели художник на бесконечную дорогу к Свету.
 
Этюды тонко дополняют обстановку дома художника, являющегося для него мастерской, наполняют кротостью и любовью всю его семью и многочисленных друзей, часто посещающих художника, приезжающих из разных городов, и в тихих вечерних беседах за чаем с пирогами, с такой любовью приготовленными женой художника Татьяной, находящих покой и умиротворение, обретающих надежду и открывающих новые грани и смысл собственного поиска.
 
Вадим Овсянников много путешествует. Поездки в Смоленск, Новгород, Карелию. Каждая поездка приносит большое количество рисунков и живописных работ, новые открытия в творчестве.
 
В 1988 году художник заканчивает студию при МВХПУ и проходит конкурс в Российскую академию художеств. Именно в этот период начинается новый этап в творчестве. Наряду с учебными работами в рисунке, натюрморте и портрете Овсянников ведет работу над новыми способами выражения своих душевных поисков и переживаний. Появляются эскизы и наброски на исторические и религиозные темы, в дальнейшем увидят свет такие работы, как «Крещение» и «Распятие». Глубина и поэтичность, в сочетании с философским осмыслением жизни воплощается в «Сторожах». Интересна серия работ, сделанных в Донском монастыре в Москве, где художник активно работает с цветом, пользуясь свободной гаммой, одновременно подчиняя её выбранной композиции, структурируя ритмикой и динамикой письма. Параллельно художник работает над разработкой шрифтов, уделяя особое внимание древнерусской вязи, а также над орнаментальной техникой. Появляется ряд исторических портретов, Портрет «Петра 1» выполнен в традициях академического письма, с тщательной проработкой и лессировкой живописного поля.
 
Цикл работ, сделанных художником на Валдае поражает глубоким пониманием и чувствованием былинной красоты русской земли. Активная цветовая палитра, ритмика, контрастное сопоставление в преломлении художественного видения, тонко и гармонично отражают реальность, вводя зрителя в переживания и волнения, настраивая его на тонкое чувствование красоты мира. Художник сам сопереживает и как бы сливается в едином ощущении гармонии. Борьба холодных и теплых тонов подчеркивает драматизм цветовой концепции, которую выражает автор в видении холодной и суровой мудрости северных монастырей.
 
Работы Овсянникова Вадима отличает продуманноcть в выборе мотива и богатая колористическая палитра.
 
С 1990 года художник продолжает свое обучение в Московском высшем художественно-промышленном училище на факультете промышленного дизайна. В 1991 году начинает работу по росписи храмов в Чехове и Ярославле, где параллельно изучает технику иконописи.
 
Живопись Вадима Освянникова сложна и многопланова. Вводя мозаичный элемент, разбивая цвет на множество оттенков, художник подчиняет это движение единому замыслу, приближая живописное произведение к звучанию музыки со своей тональностью, с цветовой залигованностью и отдельным отрывистым звучанием мазков, завершающих сложное эмоциональное состояние всего произведения. Безусловно, цвет является важнейшим способом выражения художника. Цвет фиксирует состояние, заставляет чувствовать и сопереживать, одновременно определяя движение и поиск, пробуждая гамму духовных ценностей.
 
Работы, представленные в каталоге являются лишь небольшой частью творческого багажа художника. Хочется пожелать выставке, являющейся по сути первой персональной экспозицией художника, успеха, а ее зрителям доброй и волнующей встречи с автором.
 
 
 
                                                                                                                            Терентiй Травнiкъ, 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

(0 пользователям это нравится)