Из бесед с Терентием Травником. Весна - 2023 (2)

Вопросы задавали: Мария Нифонтова, Виктор Портнов и Елена Волкова
Вопрос: Терентий, есть мнение, что верующие —это те люди, кто не хочет на себя брать ответственность, и что сама религия, — это область для социально инфантильных людей. Не так ли?
Терентий: Конечно же, нет. Если вы относите к инфантильным людям Платона, Гете, Канта, Василия Великого и Иоанна Златоуста, Шри Ауробиндо и Свами Вивекананда, то вам есть над чем задуматься, дабы постараться пересмотреть свои убеждения. Что касается ответственности, то, насколько я замечал, наиболее безответственные люди — это как раз те, кто настроен атеистически. С одной стороны, они стараются решать всё самостоятельно, но с другой стороны — только в тех областях своей жизни, которые им доступны. В общем-то это понятно, но ответственность имеет границы гораздо шире. И если жизнь предложит более сложные задачи, при решении которых вам придется взять на себя ответственность, то потребуется нечто большее, нежели просто здравый смысл.
Вопрос: Говорят, на Бога надейся, только вот и сам не плошай. Где граница между нашим с вами решением и тем, что делает в нашей судьбе Бог?
Терентий: Понимаете, дело в том, что так разделительно понимать эти слова не совсем верно. Эту замечательную пословицу можно и нужно воспринимать единым целым, а не частями. Только тогда вы сможете уяснить её подлинный смысл. Попробуйте убрать из неё первую часть и отправиться в крайне опасное путешествие с заведомо печальным исходом. Не получится, ибо вы все равно будете надеется на то, что вы его преодолеете, иначе вы просто глупый и безрассудный человек, коли рванули в пропасть безо всякой надежды на то, что выживете. В свое время я был знаком с одним героем войны, который закрыл собою амбразуру. Так вот он мне рассказывал, что когда на это решился, то всё равно надеялся, что выживет. И удивительно, что и впрямь выжил, хотя и был очеь тяжело ранен. Теперь давайте рассуждать дальше: уберем из пословицу часть вторую, оставив только первую, а именно упование на Господа. И опять до конца ничего не получится. Здесь, как говорится, сколько слово «халва» не повторяй, но во рту от этого слаще не станет. Нужны простые и реальные действия. В этом и есть глубокий смысл соединения нашей с вами воли и воли Божией. В конечном счете только вместе, только одновременно и никак иначе, они способны решать наше с вами бытие, нашу жизнь.
Вопрос: Как вы думаете, каковы причины?
Терентий: Понимаете, я человек советского времени и рос тогда, когда в стране существовали принципы совести и чести. Я не могу сказать, что так было повсеместно, но всё равно так было в большинстве, и это ни у кого не вызывало сомнения. Кстати, в советское время существовала прослойка неких «сынков» номенклатурных работников, которые имели доступ к импортным вещам, — это были эдакие «просветители» всех нас. Отношение к ним было уважительное, потому что они имели то, о чем многие из нас мечтали. Дефицит и спекуляция формировали отношение к Западу тех лет. На Запад смотрели с огромным интересом, при этом на экранах телевидения шли передачи явно устаревшего содержания. Идеология не успевала за временем, а потому, думаю, и пришло в нашу страну то, что получило название перестройка. Гласность и ускорение оказались на удивление удачными триггерами, за которые зацепились почти все, а главное, что они начали реально работать. Никогда СМИ не были так востребованы, как в перестроечные годы. То, как развивалась страна, вызывало реальное удивление, а то и восхищение. Но были и проблемы. Так, на фоне нахлынувшей свободы, мы резко теряли нравственно-моральный уровень в семье, школе и на работе. Тем не менее, достаточно долго социальное единство и советское мышление держали оборону против тлетворных вторжений бизнеса. Я родился и вырос в Москве, мои родители были образованными людьми, как и их друзья, и никого из них это особо не коснулось. Они и мы, их дети, продолжали жить в Советском Союзе даже тогда, когда он распался. И если Великая Отечественная война сделала Советский Союз сверхдержавой, то перестройка, увы, не смогла сделать то же самое с Россией. Сегодня я понимаю, что вся эта, выращенная ещё в советское время золотая молодежь, эта фарца того времени и правит Россией. Но проблема даже не в этом, а в том, что это крайне выгодно Западу. Наконец-то он получил в нашей стране множество людей, преданных образу хорошей жизни, с точки зрения Европы, и возразить этому невозможно, потому что так оно и есть, ибо рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Оставалась надежда на РПЦ как на единое организующее звено, но и она подверглась перекосам в сторону комфорта и удобств. Иосифляне и на этот раз взяли высоты. И вот теперь все мы стоим перед очень непростым выбором: либо продолжать продавать, а то и раздавать свою страну в обмен на удобства и достижения Западного мира, о чем всегда мечтал Егор Гайдар, либо отгородиться и попробовать самостоятельно начать решать свои внутренние проблемы. Здесь надо понимать, что если западники изначально задумали нас поработить, то отгородиться они нам не позволят.
Вопрос: Получается, что сперва нас втянули в перестройку, потом подсадили на требования мировой экономики, далее вызвали зависимость от её поставок, затем лишили их и начали расшатывать государственность, дабы окончательно ослабить нашу с вами страну? Терентий, вы верите, что Россия сможет выйти из этой очень непростой международной ситуации?
Терентий: Я не просто верю, а знаю, что выйдет, и обязательно. Вопрос только, какой ценой, а потому и не хочется, чтобы цена была почти неподъемная. Вообще-то любая война — это явление временное, и затрагивает оно отрезок времени в 20-30 лет, так что на наш и на век наших детей хватит. И ещё добавлю, что война, равно как и мир, явление рукотворное, так что всё зависит от людей — было бы желание. Что касается России, то сегодня очень важно, насколько её народ придёт к общему стремлени ю не просто жить в мире, а жить в том мире, за который воевали наши с вами деды и отцы. Если мы хотим, чтобы наши дети и внуки имели будущее, то сегодня все мы должны остаться русскими-советскими людьми. Правда, в условиях интернета это крайне непростая, почти непосильная задача. Необходимо гениальное решение и не менее гениальное воплощение, а это под силу только Богу. Мы привыкли постоянно говорить, что с нами Бог, вот и посмотрим…
Вопрос: Терентий, в чем вы лично видите убедительные силы России? На что все мы можем сегодня полагаться, будучи уверенными, что это не подведёт?
Терентий: Знаете, я скажу так: в России настолько много фундаментальных, можно сказать, базовых опорных идей, что можно спать спокойно. Сложность в том, что мы всегда недооценивали то, что создано нашим народом. Давайте начнем с культуры, а это весь период, начиная с середины XIX-го и до середины ХХ-го столетия. Далее — наука, образование и именно наш с вами подход к этому вопросу. Затем — нравственные принципы, особое состояние русской души, православная вера и, наконец, наш с вами великий и могучий русский язык — и всё это здесь, на нашей с вами земле. Всё это по-прежнему остаётся нашей с вами реальной силой и защитой.
Вопрос: Как вы думаете, откуда это у нас?
Терентий: Причин несколько: это и наша с вами историческая запоздалость, и многонациональность, и широкая территория с евразийским размахом. Но самое главное, как мне кажется, это наша с вами врожденная бедность. И не потому, что мы не можем разбогатеть, а потому, что так устроена наша с вами душа. У русских просто несколько иные душевные ценности, вот они-то и делают в конечном счете нас непобедимыми. Говорят, что пьяному и море по колено. Так вот, если хотите, то это о нас с вами. В конце концов только русские и папуасы могут в наше время ходить в лаптях и особо не переживать об этом. Но здесь есть одна особенность, которая отличает нас от папуасов и крайне обескураживает Запад. В отличие от босоногих жителей Океании, мы, расхаживая в лаптях, каким-то непостижимым образом умудряемся создавать оружие наивысочайшего технического уровня, и это правда.
Вопрос: Может, и впрямь талант должен быть голодный?
Терентий: Может, оно и так. Признаться, я немного загрустил, когда в Россию хлынул поток одежды и всякой мелочи, когда, проходя как-то раз мимо детского сада я обнаружил мусорный контейнер, доверху забитый детскими калорийными булочками. Именно тогда я подумал, что это и есть начало нашего с вами конца. Ан-нет, и Бог смилостивился над нами, надоумив заокеанцев наложить на нас санкции. Ничего особенного, просто они поступили с нами так, как не хотели бы, чтобы поступили с ними, и похоже, что в этом и просчитались. Нас надо было продолжать закармливать, а они не сообразили. Этими ограничениями они вернули нас во времена застоя, а это естественная среда обитания русских людей. Удивительно, что они этого не поняли и посадили пса на цепь из сосисок. Нет, я не торжествую, потому как знаю, что сорвавшись с этой цепи, всем нам предстоит долго и непросто прокладывать дорогу в дюнах, но мы справимся и с этим. Спасибо!

Терентий Травник. Из книги "Честное слово".
(0 пользователям это нравится)