Иже везде сый

Удивительно, насколько разнообразны проявления культуры на земле, насколько полиментально человеческое знание, многогранен религиозный опыт разных народов, и всё это есть результат одной только функции – нашей с вами речи. Как это ни странно, но именно речь, находясь в тесном контакте с ассоциативным мышлением, и порождает в том или ином этносе отличительные особенности мировосприятия, и потому так разнятся не только бытовые проявления культуры того или иного народа, но и психоэмоциональные состояния и, конечно же, религиозные убеждения. И если бы язык был на земле единым, то культурное разнообразие резко бы уменьшилось, сохранив лишь минимальные отличия, опирающиеся на личную индивидуальность каждого. В этом и заключается возврат к Богу, но об этом - несколько позже.
Кстати, все компьютеры говорят на своем, цифровом языке - языке, понятном адаптирующим программным оболочкам, что созданы человеком и прошиты им в памяти искусственного интеллекта. Именно поэтому так мало выразительна и узнаваема компьютерная графика. В некоторой степени она, конечно, привлекательна, но монотипична. Будто созданная одним человеком, она в своем усредненном виде лишь примерно выражает идею обширного содержания, доверенного ей, облекая все созданное в унифицированную компьютерную форму, которой так не хватает необходимого всякому творчеству хэндмэйда. Потому и получается нечто подобное тому, как если бы все картины Эрмитажа вставить в одинаковые рамы. Безусловно, что положительное, помимо оригинальной эстетики, в этом все равно есть, и если бы идея носителя искусственного интеллекта, в данном случае цифра, была бы не столь конкретна, то и творчество компьютерное было бы иным, Правда, при этом никакого интернет- взаимодействия у нас бы с вами не получилось. В какой-то степени интернет - это модель когда-то существовавшего на земле положения вещей, и эта модель максимально помогает пониманию некой идеи богоприсутствия, но только некой. Свято место, как известно, пусто не бывает, а потому кто-то не богоподобный, но во многом с похожими, пусть и отрицательными, качествами рано или поздно должен в нем появиться, ибо нахождение в подобном положении лучше всего отвечает идее хозяина мира.А ведь всего-то и дел: свести все социальное пространство и экономику к единой кнопке (цифре) и спрятать логин и пароль себе под язык. Если обратиться к догматическому мировидению, к его христианским корням, то лучшего места для антихриста и не найти. И если это будет человек, то, безусловно, имеющий тотальную власть над всеми цифровыми ресурсами - некий третий между "всё" и "ничего". Такому положению соответствует наделенная некоторыми богоподобными свойствами сила - что-то неуловимое между вдохом и выдохом, грань между началом и концом. Место - действительно мегацарское, и если таковое окажется в цифровом мире, то к нему придет и обоснуется в нем кто-то, но только не Бог, потому как Бог никуда не может прийти, ибо Он - "везде сый".

Но вернемся к интеллектуальным машинам - первым носителям неодухотворенного искусственного мышления. Пока в этой области все очень неплохо, даже хорошо, и если не брать во внимание вирусы и хакеров, то очень даже хорошо. РС - верные слуги человека: они моментально шлют письма, хранят информацию, следят за его бытом, просчитывают за него всё вперед на терабайты, имеют разумный подход к документам и финансам - в общем, человечество вступило в эпоху цифрового рабства, где рабами, конечно же, являются киберсистемы. Но стоит этим рабам овладеть ассоциативным, а значит, творческим мышлением и получить возможность к реализации данного опыта, то это перевернет весь мир. Как это может быть? - спросите вы меня. Понять это не так уж и сложно. Вспомните: за рабовладельческим строем шла феодальная формация, главной чертой которой было объединение ряда готовых к этому людей в единые структуры, точнее, феодальные сообщества, связанные с владением землей. И современные провайдеры выступают в роли интернет- феодалов, владея местом для размещения информации. Далее в цифровое пространство придет капитализм (он уже приходит), когда всякое действо в интернете станет оплачиваемым, а далее (хочется сказать социализм, но, увы, нет), далее придет тотальный капитало-диктат, когда все попадет под единую власть. Человек, как известно, - существо общественное, ему не выжить вне данной ему системы. И вам просто предложат уровень первобытного племени, а там решайте сами, как жить.
И опять вернемся к компьютерам. Компьютеры, если это РС, говорят между собой на языке цифр, а встроенный переводчик, в основном "Виндоуз", уже доносит его до нас: иначе нельзя – не поймем. И несмотря на то, что оцифровка всего и вся несет в себе массу скрытых проблем, на данный момент она находится на стадии явной комфортности для каждого из нас.
Теперь шаг в сторону: у меня дома хранится несколько молотков: есть дедовский, а точнее, прадедовский, есть и молоток, сделанный моим дедом, есть - купленный отцом, ну и пара молотков, приобретенных мною в современных строительных гипермаркетах. Как-то раз я все их достал и выложил перед собою, устроив некую молоточную выставку. Пользуюсь я обычно одним (тем, к которому привык), но остальные ведь вовсе не хуже его. Просто они разные, при этом каждый нормально выполняет свою основную задачу – хорошо вбивать гвозди. Проявив любознательность, я решил поинтересоваться видами молотков, созданных в других странах, а то и в другие времена, и выставленных теперь в музеях. Их многообразие меня поразило, но при этом каждый, и, по всей видимости, достойно, выполнял свою основную задачу – хорошо вбивал гвозди.
Дело в общем-то обычное, но ассоциация возникла и, стоит заметить, яркая и очень глубокая. Почему-то на ум пришли мысли о мировой культуре, о тонкости искусства, о религии. Вспомнились многочисленные споры, непонимания, разногласия во многих ключевых вопросах людского сосуществования. На первый план сразу вылез известный факт: то, как долго и с какими трудностями проходят международные переговоры по тем или иным, но во многом очевидным в своем решении вопросам. Постепенно на арену моих наблюдений выступили этнические конфликты и религиозные разногласия. Удивительно, но везде стоял только один вопрос – вопрос продуктивного «забивания гвоздей», а расхождения были только в методах воплощения задуманного, которые определялись одним: нейролингвистической программой каждой нации, проще говоря - словом! Вот в этом вся и штука: был бы язык единым, конфликты свелись бы к минимуму, правда, и творчество - тоже, а потому, прежде чем продолжать рассуждения, стоит не только вспомнить 11-ю главу Книги Бытия, но и задуматься над изложенным в ней. В этой библейской истории говорится о том, что после Всемирного потопа человечество в течение какого-то периода времени было представлено одним народом, говорившим на одном языке. Объединенные общим языком, а следовательно, единым видением мира, люди решили построить город, названный впоследствии Вавилоном, а в нем - башню до… небес, чтобы «сделать себе имя». В общем, идея хорошая и очень даже креативная, если бы не одно «но». Строительство башни было прервано Богом, который, казалось бы, вопреки здравому смыслу заставил людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга и потому, естественно, перестали продолжать строительство города и башни, а затем и рассеялись по всей земле. Таким образом было положено начало не только всякому творчеству, но, одновременно, и конфликту творчества с искусством. Важно понимать, что башня была разрушена не по причине возможности гиперускоренного развития людей, а в результате неверных, по сути эгоистичных методов их действий. Всё дело в том, что, увлекшись динамикой процесса, создатели нового забыли о главном – о необходимости чтить законы Божественного мироустройства, не подлежащими изменениям. И если перевести всю эту информацию на уровень современных знаний, то придется заняться созданием формы ради нее самой, как во многом поступают современные пластические хирурги по воле своих пациентов, особо не вникая, зачем это нужно вообще. Безусловно, человек любознателен, и это в нем никто, а тем более Бог, не отменял. Только делай всё по-божески - и будешь счастлив.
Но все не так однозначно, и в планы всезнающего Творца, возможно, допущено то, что называется грехопадением. А вот теперь - стоп!
Обычно подобные рассуждения вызывают у большинства вопрос: а зачем Богу это нужно?
Ответ, конечно же есть, но он не один. И каждому приходится выбирать его для себя самому: по своим знаниям, ощущениям и опыту. Вот я, например, выбрал для себя наиболее естественный и, как мне кажется, всем понятный ответ, данный Богом авве Антонию, который, исследуя глубину судов Божиих, вопрошал так: «Господи, отколе сие, что иные умирают молодыми, иные же достигают великой старости? И почему иные бедствуют, иные же богатеют? И как это неправедные богатеют, праведные же бедствуют?» И был ему глас с неба: «Антоние, за собою следи: сие же суть суды Божии, и не полезно тебе ведать их.»

Терентiй Травнiкъ. Из книги "Блокнот для записей".
(0 пользователям это нравится)