К отцам и детям

Старость человека начинается со слов сожаления и сетования на то, что в его, мол, годы всё было не так, как нынче, а лучше. Может, так оно и есть, но только для постаревших, а не для тех, кто сегодня молод и полон сил. Вот потому и слушает молодежь такие воспоминания со скукой и усмешками, и она права, ибо для нее не является нужным то понимание бытия, которое предлагает ей старость, каким бы верным и мудрым это понимание ни было.

Жизни необходимо совсем другое. Ей нужны свои, и при том сегодняшние, неточности и ошибки, свои нынешние беды – нужно то, что и создаёт для неё текущая действительность в лице молодого поколения. Увы, но опыт прошлого малозначителен для настоящего, и всё потому, что всякое явившееся на свет поколение должно прожить свою и только свою жизнь. Так устроен этот мир. Всё это напоминает жизнь в жизни, когда во всем потоке истории существуют отдельные, почти независимые фрагменты бытия, некие волны, обусловленные лишь разницей в годах сосуществующих на земле поколений. Это - что-то вроде многоэтажки с независимыми судьбами в отдельно взятых квартирах.
Не спорю, молодость действительно изучает опыт предков, но скорее в силу свойственной ей любознательности, нежели для применения на практике. Именно поэтому в памяти большинства семей ничего или почти ничего не остаётся от жизни дедов и прадедов. Парадоксально, но опыт предков практически не приспособлен для текущих моментов времени. Он музеен, он историчен, но не практичен. О нем можно знать, но при этом он не работает в текущей реальности, предлагающей подобный, но свой опыт. Вполне естественным, но при этом и ошибочным является желание всякого стареющего человека оставить и передать что-то после себя потомкам. К сожалению, но для их жизни в этом нет никакой необходимости, ибо у них всё должно быть и будет по-другому. Будут такие же, но только их беды, такие же, но только их слёзы, будет всё так, как им позволит их и только их жизнь. Этим и объясняется то, почему нельзя внедрить ни одной, хотя бы социальной, модели прошлого, какой бы достойной она ни была, в текущую жизнь. Дело в том, что создавалась эта модель носителями ума и нравственных качеств тех прошедших лет, что являлись средой их существования. Другими словами, если мы хотим получить что-то подобное, то мы должны вырастить поколение, чье мировоззрение основано на тех или почти на тех же принципах, что сложились в наше время, что, по сути, невозможно да и ни к чему. Не спорю, история действительно во многом повторяется, но более по форме, нежели по содержанию. Смена содержания запротоколирована самой эволюцией. Если долго смотреть на нашу планету из космоса, то она особо и не меняется, оставаясь всё тем же шаром, но при этом с постоянно меняющимся содержанием происходящих на ней событий.
И последнее – о конфликте отцов и детей… Это явление естественное, и оно будет существовать до тех пор, пока идёт развитие, пока существует жизнь в нынешнем виде. Решение этой проблемы означало бы только одно: констатации факта, что жизни, господа-товарищи, более не существует.

Терентiй Травнiкъ. Из писем и дневников. Книга вторая.
(0 пользователям это нравится)