«Хочешь жить – умей вертеться», - сказал один глупец, а другие с радостью подхватили и последовали совету: и давай вертеться, прыгать… А ведь есть еще и такие слова: «допрыгаешься, доиграешься, довертишься…», то есть дойдешь до самого плохого результата. Видимо, нынешнее «цивилизованное» общество решилось на эксперимент по верчению, предварительно назвав это безобразие «бизнесом» - умением «делать деньги», незаметно включив в это понятие и плутовство, и все виды мошенничества. «Развести», ободрать, нажиться, обмануть и тому подобное становятся подстрочным переводом трудовой морали. Понятие "вольные хлеба" еще недавно означавшее возможность сеять, где хочешь, перешло в иное: жни, где вздумаешь, жми, где можешь, и выжимай всё до конца. Прямо неопродразвёрстка какая-то. А самодовольный делец на вопль обманутого обывателя невозмутимо произносит: « А что вы хотели? Это – бизнес! Здесь такие правила, иначе и не выживешь». Во как! В дореволюционной России уровень развития был низкий, потому и бил челом люд барину, а сегодня, простите, уровень чего настолько низок, чтобы тебе прямо в глаза, обобрав, запросто ляпали: "Это бизнес, батенька!" Дэ-юре у нас - век нанотехнологий, де-факто - время нравственного омерзения.
Увы, но среди населения стремительно растет уровень недоверия друг к другу. Основным лейтмотивом жизни выступает состояние «нет денег» и «нет работы», однако деньги все-таки есть: на руках у населения триллионы (просто это не афишируется), а коли так, значит есть и работа (вопрос только: какая?). Вообще-то для русского человека прибедняться - дело почти обычное, чуть ли не национальная черта. Жалобы и нытье - при том, что факты говорят о другом - значительно облегчают жизнь. Во-первых, никто не будет просить у тебя одолжить или помочь, во-вторых, глядишь- посочувствуют и подкинут деньжат, и в-третьих, а это, пожалуй, самое главное, не будут завидовать, ибо зависть - штука ужасная. А то, что при якобы отсутствии денег, при увольнениях с работы и задержках зарплаты машины покупаются чуть ли не представительского класса, строятся загородные дома загородные и приобретаются квартиры улучшенной планировки, да еще и при этом отдыхается за границей, так это на скопленное, ну, в крайнем случае, на взятое в кредит, опять же, под огромный процент. Деньги в долг не дают – у всех они в банке под процентами, а снимешь ради близкого, так процент потеряешь, так что извиняйте-с. Так и живем – не доверяя друг другу и обманывая всех подряд. Меня всегда интересовало: в чем корень подобного поведения? Быть бедным – это естественно, а богатым – неприлично, видимо, потому, что без воровства здесь никак не обойтись. Просто есть воровство обыкновенное (залез и взял), а есть виртуозно-вычурное, скажем, поднял цену на 500% и доволен: это ж бизнес! Сунул на подпись подслеповатому пенсионеру документ липовый – это тоже бизнес! Продал дистилированную воду в ампулах как лекарство от рака – бизнес! Перебил даты у просроченных продуктов – и это бизнес! Потому и социальная ментальность такова: предполагать, что сколько бы человек ни заработал – он все равно вор: это же бизнес! Увы, но немалая доля правды в этом есть. Все верно, вот только как жить с этим всеобщим недоверием друг к другу? Народ не доверяет власти, власть - народу. Один мой знакомый директор продуктового магазина на мой вопрос, почему все у него такое недешевое, пояснил, что в цену заложен факт потенциального воровства как продавцов, так и посетителей. Опаньки! Мне и возразить было нечего: это ж бинес! Получается, что я, покупая дороже, таким образом оплачиваю чью-то бессовестность, а тот, потирая ручки, напевает мне вслед: «пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки».
Так почему я, проявляя самую элементарную честность, полученную в дар от родителей, вписан общественной бизнес-моралью в разряд дураков? Почему скромно, но честно зарабатывающего человека не уважают, не замечают и считают все тем же балбесом? Где и когда в стране, которая стала первым в мире социальным, пусть теперь и попранном государством , при капремонте бытия 90-х так примитивно и пошло были упразднены добропорядочность, честность и душевность, а на замену пришло хамство и хапужничество? Почему безбожная советская власть, пусть не сразу, но задумалась о положении вещей и все же занялась подготовкой кадров будущих «строителей коммунизма», а пропитанная религиозностью власть нынешняя откровенно не замечает самого обыкновенного унижения достоинства рядового гражданина только потому, что он просто порядочен и не желает списывать обычную бессовестность на бизнес? Где же произошел этот чудовищный сбой? Да и сбой ли это? Каким образом атеистический советизм умудрился вырастить, и не одно поколение, высоконравственных граждан, думающих о семье, ближнем и даже о родине, не вопя при этом на каждом углу о патриотизме? И как тогда удалось, обладая таким сильнейшим подспорьем, как сегодняшняя, слава Богу, легализованная церковь, дойти до культивирования безнравственности и мошенничества, назвав все это свободой, да ко всему еще и совести?
Рассуждая на эти темы, мне совершенно не хочется кого-то подвергать критике, задеть или чем-то обидеть, но и отделаться всегда заготовленным на такие случаи «а что вы хотите, это жизнь» тоже не могу. Понимаю, а не могу. Да и кто сказал, что это именно и есть жизнь? Посмотрите советские фильмы пятидесятых- семидесятых годов, посмотрите лучшие фильмы Голливуда - а что тогда в них? Наивные выдумки, приколы, байки? А если и так, то что могло бы быть, если бы именно такие идеи и претворялись в жизнь? Нет ничего плохого в благородстве Тимура и всей его команды, в честности и готовности к взаимовыручке «неисправимого лгуна», в искренности Левченко и Савченко в «Весне на Заречной улице», в красивых отношениях между мужчиной и женщиной во многих отечественных картинах. Что странного в рыцарстве или романтике? Для чего и для кого тогда снимались эти фильмы, как не для нас с вами и наших детей, и делалось это в том числе и для того, чтобы мы подражали их положительным героям. Скольких хороших врачей, ученых, рабочих и учителей вырастила советская киноиндустрия! И почему перестроечная ваучеризация превратила полицию (милицию) в ментов под началом Глухаря, продавцов в торгашей, рабочих - в работяг и алкашей, учительниц - в училок, оставив только проституткам лирическое , а потому еще более пошлое имечко – путана и «ночная бабочка»?
Как-то раз на встрече с молодежью я поинтересовался у одной наглой, изворотливой, циничной, грубой девушки, откуда у нее такое отношение к жизни. " В школе научили, " - бросила она в ответ и нарочито рассмеялась. Видимо, все-таки не в школе, но где-то научили, а где - сказать она все-таки постеснялась, сведя все на вовсе не смешную шутку...
И все-таки у каждого из нас есть выбор, и не все подвластно сделкам, брачным контрактам и тому же бизнесу, причем в его худшем обличье, которым он представлен сегодня.
В последние годы жизни моя мама, до конца оставаясь самым обыкновенным советским человеком, любила повторять, видимо переделывая известную мысль о здоровье, что если чести не будет, то не будет ничего. Что она имела в виду, не совсем понятно, но смутные догадки присутствуют: как ни говори, но не одним только хлебом единым жив человек, но…
Терентiй Травнiкъ. Из книги "Блокнот для записей".