Казнить нельзя: нельзя ли?

В свое время Христос, молясь за своих гонителей, а по сути — убийц, просил Бога помиловать их, ибо они творили свои злодеяния, не ведая о том, что делают. Безусловно, сегодня это может относиться к каждому, творящему зло. Но если зло не останавливать, то злодей, не ведая, что творит, может довести цивилизацию и до ядерной катастрофы. Все верно, но где тогда
предел для непротивления злу насилием? Вопрос, надо заметить, очень непростой.
Моя мама, будучи судьей, одна из первых поддержала закон о моратории на смертную казнь, и руководствовалась она вовсе не христианскими взглядами, а неким, неведомым мне тогда, опытом жизни. Позже она отошла от своей категоричности и не считала мораторий обязательным, следуя мысли, что если люди не будут совершать тяжких преступлений, то и казнить будет некого. Прошло время, и она познакомилась с моим другом, тогда дьяконом, а сегодня иереем Кириллом Марковским, а он уже многие годы занимается проблемой заключенных, которых приговорили к пожизненным срокам. Не одну встречу они провели в беседах на это тему, и отцу Кириллу удалось восстановить в Людмиле Георгиевне благой порядок мыслей и переживаний, что позволило ей вновь вернуться к ранней позиции во взгляде на проблему.
И все-таки вопрос открытый, и тема помилования, с моей точки зрения, находится в компетенции каждого отдельно взятого человека. Безусловно, закон необходим, но прежде всего для тех, кто не знает, как поступать. Моисею Бог заповедовал не убивать — и всё. Он не пояснил ему ничего, что касается наказания или помилования, потому как человек должен поступать по заповеди. Тем не менее Христос решился просить Отца о прощении своих убийц, объясняя это тем, что по неразвитости своей они будут вбивать в его тело гвозди и протыкать плоть копием. Вот здесь-то и начинается казуистическая заковыка, которая намекает на реальное прощение тех, кто творит безнаказанность, потому что они — почти как те дети, которые ради любопытства мучают животных. Евангелие хорошо тем, что хранит в себе ответы на любые вопросы, стоит только повнимательнее читать. Да и пророки уверяли, что всякий, пришедший с мечом, от меча и погибает, именно погибает, что вполне может свестись и к казни по всей суровости закона. А вообще-то это вопрос к совести, так что думайте сами, решайте сами: казнить или не казнить. В свое время подавляющее большинство российского духовенства и монашества решило не отвечать силой на беспредел неграмотных и неразвитых юных красноармейцев, хотя многие из монахов были по-богатырски сильны. Результат налицо: и Бутовский полигон, равно как и Соловки — этому свидетельство. Но еще есть и такие факты: прощая врага и губителя своего, ты обретаешь в нем самого верного и надежного друга, и жизнь апостола Павла — тому доказательство.

Терентий Травник. Из книги "Домашнее задание".
(0 пользователям это нравится)