Киберлепка, киберзодчество, киберваяние

Прочитал, что к 2030 году в России из-за роботизации могут лишиться работы половина работников, при этом отмечается, что решить эту проблему, скорее всего, можно будет с помощью введения налога на роботов. Ну с последним, я имею в виду налоги, все понятно: государство везде найдет выгоду, а что касается паники среди населения, так это ни к чему. Во-первых, роботизация идет все время, начиная с той поры, когда появилась первая множительная техника, в том числе и первый печатный станок Ивана Федорова, а не только с момента, когда Карел Чапек с братом придумали это словечко. Идея создания механических рабов ( а робот и есть субъект, занимающийся подневольным трудом) растянулась во времени, можно сказать, начиная с древнегреческого сюжета о Кадме, который, убив дракона, разбросал его зубы по земле и закопал их, а из зубов выросли солдаты, и заканчивая современным футуристическим научным мракобесием о клонировании людей со строго детерминированными желаниями и интересами. Поразительно, но последнее не такая уж и шутка: была бы жертва, а палач, как известно, отыщется. И если цифроизация подружится с генетикой, а обе, по-видимому, друг другу весьма симпатизируют, то оно так и будет. Так что в финале роботизации стоит куда более мрачная перспектива, нежели создание человекоподобного существа из железок и пластика, обладающего примитивными навыками типа вкручивания шурупов и пайкой микросхем, а где-то в межпространстве уже стоит и ждет своего часа глиняный Голем, дабы очередной галахический авторитет, последователь Йехуды бен Бецалеля, вдохнул в него нечто, напоминающее жизнь. Если порыться в современной сайнсфикшн, а проще говоря, - в научной фантастике, то там уже давно хозяйничают гомункулы, киборги и баги, так что технарям-ученым осталось только додуматься, как это наворотить, доведя до совершенства затею тролля Хрунгнира, дав современному Мёккуркальви более надежное тело. Дело это, конечно же подсудное, но не простое, оно в компетенции разве что Страшного суда, да и по срокам тянет на вечный, но слов из песни не выкинуть, а потому петь придется. Кстати, когда Господь создавал нас с вами, Он тоже сначала создавал сперва почти роботов, но по любви Своей сделал нас подобными Ему, наделив прародителей свободной волей, которая в результате и привела сладкую парочку к грехопадению, склонив человека в сторону тела, нежели Духа, и пришедший на землю Христос спасал и действительно спас положение, вернув в наше с вами существование любовь, которая и открывает для нас путь домой.

Птиц несет попутный ветер,
Степь зовет живой травой,
Хорошо, что есть на свете
Это счастье - путь домой…

Так и хочется добавить к словам поэта Бориса Дубровина: это право - путь домой…
Что касается все той же воли, а точнее выбора, то об этом очень верно, безо всякой эллинской философической риторики говорит Преподобный Макарий Египетский: «Как супротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол. Посему-то и за те худые дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но побужден к нему собственною своею волею. Ибо закон дан не естеству, но свободе произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое».
Но вернемся с небес на землю, к недавно растормошившим российский народ перспективам тотальной роботизации. Безусловно, что процедура сея уничтожит рабочие места, и в этом, действительно, есть проблема, которая, как всегда, не желает решаться, ограничиваясь банальными методами мытаризации кулаков-роботодержателей, собирая с них налоги. Кстати, умеренная механизация всякого непотребного ручного труда всегда вызывала у людей восторг, и то, что мойщицу посуды в тех же столовых и уборщицу с ведром заменили посудомоечные машины и моющие пылесосы, а человека с лопатой - экскаваторы, плохого ничего нет. Даже в советское время люди восхищалось подвигами Стаханова, Ангелиной, Гудова и Бусыгина, которые не иначе как вкупе с «механическими друзьями» ставили свои надвременные рекорды, а небезызвестный Электроник в одноименном детском фильме, запевая, просто констатирует факт:

До чего дошел прогресс! Труд физический исчез,
Да и умственный заменит механический процесс.
Позабыты хлопоты, остановлен бег.
Вкалывают роботы, а не человек.

До чего дошел прогресс! Было времени в обрез,
А теперь гуляй по свету, хочешь - с песней, хочешь - без…

А теперь - стоп! И с последних двух строк - давайте поподробнее. Знал ли многомудрейший и талантливейший Юрий Энтин, создавая свой свой шедевр и завершая его словами «было времени в обрез, а теперь гуляй по свету, хочешь - с песней, хочешь - без…» то, что невольно сформулирует не столько проблему, сколько наисерьезнейшую, можно сказать, глобальную задачу о реализации нашего с вами права на свободное время. Ведь проблема не только в безработице, но прежде всего в том, куда и на что употребить свободное время неработающих. Ведь надо понимать, что, пусть и в далекой перспективе, но таковыми станутчуть ли не абсолютно все жители планеты. Человечество медленно, но верно идет к точке невозврата, к пандемии абсолютного лоботрясения, когда срочно потребуется изменение сознания, но в какую сторону - пока неясно. И опять на арену бытия всплывает Армагеддон – битва между добром и злом за право владение нашими с вами мыслями, идеями и душами, и роботизация - это далеко не первая и не ласточка, а теперь уже ястреб в этой ситуации. Освобожденному от трудов сознанию станет жизненно необходимо приложение своих сил, вопрос - к чему? К самосозиданию или к саморазрушению? И потому ключи от грядущего кризиса кризисов, а то и тупика, надо искать прежде всего в педагогических реновациях и духовном образовании, а начинать это делать надо уже сейчас.

Терентiй Травнiкъ. Из книги "Блокнот для записей".
(0 пользователям это нравится)