Когда зеркала в пыли

В советское время была такая социальная ниша, которая так и называлась «бабки на лавочке».И это точно отражало состав её участниц. Иногда к этому устойчивому слогану добавлялось что-то вроде «около дома» или «у подъезда». Для тех, кто не знает о чем речь, поясню, что под этим всесоюзным обобщающим названием обычно подразумевалась группа женщин от шестидесяти и старше, которые сидели на лавочках возле дома и обсуждали не только текущую ситуацию в стране, но и все важные события в собственном доме: похороны, свадьбы, пьянки , обмены и разъезды, шалости малолетней шпаны и всякого рода болячки. Войти или выйти из подъезда было равносильно прохождению сквозь строй. Здесь главным было – это поздороваться: вежливость они ценили, а потому пропускали и отпускали всякого, выразившего им свое почтение с теплом и пониманием.
В наше время этих героинь застоя уже не сыщешь, как и не найти детей, мирно играющих во дворе без присмотра родителей. С появлением виртуальной реальности и те, и другие "свинтили" в её соблазнительное пространство и заняли удобные, а главное, безопасные места. Дети засели играть в стратегии, а бабки, соответственно, везде, где есть возможность оставлять комментарии. Вот вам и песочница, а вот и лавочка! Наткнёшься на что-то обсудительно-рассудительное, читаешь и сразу понимаешь, откуда ветерок дует. Все обсуждательницы объединены идеей разочарования нынешней жизнью, недовольством действия властей, ну и вконец распоясавшейся молодежью. "Что ни говори, а раньше было лучше", - звучит в каждом таком послании, и этот объединяющий пароль открывает каждому доступ в ряды чуть ли не партии "Бабок на лавочках". Все их идеи и взгляды схожи между собой, а чтобы было понятно о чем речь, то приведу в пример весьма наглядную переписку комментаторш, причём явно из категории активисток движения. Итак, коммент от некоей Галины И., в котором я намеренно ничего не меняю и не исправляю, что называется, оставляю с авторской орфографией и всем остальным:
«Надоело всё, что с телевиденьем связано. Я вобще совсем перестала включать телевизор, вот только иногда местные новости смотрю и ещё "А ну-ка все вместе", там хоть что-то живое. Внук купил мне новый телевизор и спрашивает, почему я ничего не смотрю, зачем покупал тогда. А что смотреть? Новости - ни с 1го ,ни со 2го каналов не верю ни единому слову, фильмы идут такие, что до кухни дошёл и уже забыл, кто играет и о чём (и не потому, что я уже в возрасте ?), все эти шоу я расшифровываю так - шло очень убогое. Сериалы-новоделы для кого? Молодые не смотрят, а люди в возрасте неужели променяют нашу Анфису на эту рыжую вертихвостку, или Самойлову в образе Карениной на эту "звезду" Боярскую и так далее. У нас, видимо, министерство культуры и обпразования - фикция! А зарплаты ведущих просто баснословные и они не скрывают этого. Давно надо менять всё на центральных каналах, всё руководство, а то они там семейные подряды организовали - жёны у них кинозвёзды, ведущие. Кошмар в стране куда ни плюнь, везде - в кино, в эстраде, в здравохранении, из аптек такой бизнес устроили, обдирают так население, соревнуясь кто дороже и никому дела нет. У нас около дома, в шаговой доступности ТРИ аптеки в одном здании, причем одна из них государственная, где ещё дороже, а через дорогу ещё аптека. Удобно, но так дорого, что получишь пенсию, отдашь за квартиру, зайдёшь в аптеку, чтобы купить ежемесечные таблетки, пить которые жизненно важно, и уже не знаешь, как и на что жить до следующей пенсии. Спасибо правительству за заботу!»
В этом, не очень-то и объемном комментарии, Галина собрала все самые расхожие в наше время термины и выражения, свойственные в том числе и околоподъездным пересудам прошлых лет. За день автор послания собрала более 1000 тысяч лайков. Это успех! Не то что у подъезда за то же время!
Камень брошен, и вот некая Антонина Ш. ей отвечает:
"Одеваются как пугала, хоть в огород ставь, МЫ РУССКИЕ, ПОКАЗЫВАЙТЕ НАШУ КУЛЬТУРУ! Кто ездит за границу пусть там одеваются ПУГАЛАМИ. А то наши бутерброды превратились в бургерги (не откусишь), Наша вермишель в пасту. Все названия нашей русской кухне испохабили».
И началось: не выдерживает и подключается Анна С.:
«А еще телевидение а особенно центральные каналы это одни сплетни (малахов борисов гордон всех не перечесть) ведь никому не интересно в каких трусах ходит бузова какой бюстгалтер у кудрявцевой или в штанах или нет киркоров а нам это выдают в эфир - позор один а не телевидение».
Ну, а завершает эту перекличку на злобу дня Лидия К.:
С удовольствием смотрю "Ну-ка, все вместе" есть очень талантливые исполнители, самородки —дайте им возможность развиваться ! Только песенные тексты очень слабые - нет желания их запомнить. Песни "старые" почему и сейчас поют, вернее перепевают в своем видении, они же запоминаются! А это не повторение одной строчки, но на разный мотив, если мелодия еще есть. Градский и раннее поколение это тоже старая школа, это мастер класс. Сейчас - что вижу, то и пою. Через несколько лет песен для исполнения не будет, есть с хорошими вокальными данными исполнители, но что будут петь? ПЕСНЯ - это тандем поэта песенника и музыканта ! - тогда песня запомнится, если еще и исполнена отлично! Пример - Пахмутова и Добронравов - все песни ушли в мир! Зацепин, Рубальская, Дербенев, Мартынов, Дементьев, Мигуля, Крутой, и много других композиторов и поэтов, не отметайте, а учитесь...,чувствуйте, творите ...».
Читаешь и думаешь – ничто не ново в этом подлунном мире, а разве что и отличается, так это то, что современная пенсионерия перебралась с площадок перед подъездом в квартиры к компьютерам. А требования остались старыми – печаль по прошлому и его исполнителям, а современные роки-взбрыки это позор.
Вспоминаю свою маму, Людмилу Георгиевну, которая, когда ей уже было за семьдесят, любила молодежную эстраду нового времени и неплохо разбиралась в ней. Признаюсь, что порой меня поражали её знания, а выбор не то, чтобы удивлял — скорее радовал. Она, воспитанная на Магомаеве и Мулермане, в любимые поставила и Уму Турман, и Чичерину, и "Премьер-министр" и "А'Studio", и "Корни", и "MBAND", и еще несколько исполнителей, о которых я раньше даже не слышал. При этом она весьма критично относилась и к Пугачевой, и к Кобзону, и к Леонтьеву, но не из-за их репертуара, а тем более — мастерства, а просто считала, что их творчество в слишком большом объеме присутствовало на современной эстраде, перекрывая дорогу новым, молодым исполнителям. "И пусть они будут другими… А они и должны быть другими, ведь они представляют свое время и интересы, а о прошлом жалеть совершенно не стоит. Оно побыло, и хватит", - любила повторять она и была права.
 
Терентий Травник. Из книги "Записки обыкновенного человека".
Книга первая.
(0 пользователям это нравится)