Многосклонность таланта

Недавно посмотрел на первом канале передачу о фильме «Асса», вероятно, приуроченную ко дню рождения режиссера Сергея Соловьева, и был удивлен теми почестями и восторгами, что были оказаны этой ленте. Скажу прямо: фильм - более чем средний, с весьма куцым сценарием и плохой игрой актеров, за исключением разве что Станислава Говорухина. Картина уровня «Маленькой Веры», тоже, с моей точки зрения, совершенно незаслуженно собравшей столько внимания, сколько не имели многие советские по-настоящему хорошие картины. Понятно, что обе ленты сделали ставку на еще совсем недавно «запрещенное» - по этой причине они и засветились, что и в той, и в другой зритель рассчитывал увидеть определенные, заранее ожидаемые им эпизоды, и потому шел. К примеру, я хорошо помню, как в момент исполнения песни Гребенщикова, почти закадрового, присутствующие в зале хиппи стоя аплодировали не фильму, а ему и, надо заметить, это было эффектно, а потом просто стали уходить из зала. Без всякого сомнения: они пришли на БГ, а не на Друбич, Африку и даже не на Цоя. К сожалению, фильм действительно слабый, во многом неправдоподобный, слепленный на сиюминутной конъюнктуре, основанной на доселе неведомом советскому человеку миропонимании. Замечу, что в то время, впрочем, как и всегда, московская, не говоря уже о питерской, богемная среда отличалась высокой образованностью, самоэстетизацией, а то и неким нарциссизмом, а потому явно провинциальными приемами и пониманием жизни столичных «волосатых» с Тверского, Пушкинской и Гоголевского её не привлечешь. Мне кажется, что Сергей Соловьев, снимая «Ассу», особо и не понимал того, что происходило в столичном андерграунде и потому, не вдаваясь в детали, просто лез напролом, беспроигрышно почуяв, чем можно выделиться. Я тогда работал в Музее Искусств народов востока, можно сказать, Мекке московских хиппи. Показ фильма проходил совсем рядом - в «Художественном» на Арбатской. Естественно, что все пошли, в том числе и хиппи с Арбата и Гоголевского. Разочарование было полнейшим, тем более, в столице не так давно прошел тоже хипповый фильм - «Пролетая над гнездом кукушки» по роману Кена Кизи. У хиппи свое, особое отношение к психиатрии, поэтому фильм выстоял, а вот «Асса» - опозорилась. Это была вторая половина 80-х, когда пошло поветрие на привлечение зрителя неожиданными методами, и режиссеры стали снимать в своих фильмах не профессиональных артистов, а в прямом смысле народных героев, точнее, людей с улицы. Экраны заполонили рок-музыканты, уличные художники, тусовщики - короче, все кому не лень, но это давало кассовые сборы. И не важно, что фильм ничего особого из себя не представлял, все шли смотреть на то, как прикольно играл в нем всеобщий кумир. К таким кинофильмам можно спокойно отнести «Иглу» Рашида Нугманова с Виктором Цоем и Петром Мамоновым в главных ролях, полнометражный дебют Валерия Огородникова «Взломщик» с Константином Кинчевым, а также «Раньше было другое время» режиссера Алексея Балабанова с Вячеславом Бутусовыми и тому подобные. Такова была сложившаяся культурная ситуация, такова была реальность. Увы, но это повторяется и сегодня. На экраны ТВ массово выходят слабые и совсем слабые фильмы, где в главных ролях оказываются совершенно непригодные для этого дела участники новомодных рок-групп и поп-личности: Анна Семенович, Анфиса Чехова и даже Ольга Шелест. Сегодняшний шоумен крайне многогранен: он не только артист, писатель, певец, сценарист, телеведущий, критик, а если надо, то и крестиком вышьет. Вот только красиво пока что-то не очень получается.

Терентий Травник. Из книги "Временное и постоянное"

(0 пользователям это нравится)