Не бытие, а воспитание определяет сознание

«И как же они, дети, будут жить дальше?» - этот вопрос, думаю, один из самых наиболее часто задаваемых у всякого уходящего поколения, то есть у отцов и матерей. А ответ-то очень простой: так и будут жить , как жили все мы, решая проблемы и трудности по ходу своего взросления. Известно, что человек воспитуем, если не сказать, програмируем. Мы такие, какими нас делает наследственный фактор, воспитание в раннем возрасте и среда обитания в том же, раннем, возрасте. Последние два вполне моделируемы. Если ребенок рос в хорошей среде, воспитывался правильно и все равно дал сбои, достигнув совершеннолетия, то здесь причина, увы, в генах. Конечно, если к нашей с вами реальности относиться серьезно, то надо, и это понятно, начинать с воспитания и образования. Вот здесь-то и поджидает всех нас самая большая, почти непреодолимая, трудность. Дело в том, что для того, чтобы кого-то чему-то научить, надо самому этим «чем-то» обладать и желательно во всей полноте. Дело касается не только ваших знаний, но и вашей способности привить любовь к тому или иному делу. Иными словами: хочешь, чтобы тебя слушали - умей слушать сам; хочешь, чтобы тебя слышали, - умей слышать сам, а хочешь, чтобы любили, - умей сам любить. Но большинство людей, требующих чего -либо от кого-то, увы, сами не обладают тем, чего они требуют, а это - тупик. Слава Богу, что Бог существует, а потому созданные нами же завалы Он как-то, но все-таки разгребает. 
Вообще-то, если внимательно посмотреть, то среда человеческого обитания похожа на огромный вольер-полигон, где новые поколения, обучаясь и набивая шишки, формируют все более и более растущие завалы из продуктов собственной физической и душевной жизнедеятельности, другими словами, отходы от совершенных ими грехов, а проще - ошибок. Степень износостойкости среды обитания высока, но не бесконечна, а потому задумываться и решать проблему все равно придется. Вот для этого и необходимы воспитание и образование. Как только уровень того и другого окажется несоответствующим, а точнее невысоким, то мир накроет или глобальная техногенная катастрофа, или мировая война, или тотальная революция. Таковы своеобразные способы отрезвления человечества. Увы, но они происходят несколько независимо, главным образом в результате конфликта между накопившимся "хламом" цивилизации и нехваткой специалистов, способных решить эту проблему. Подобное происходит с определенной периодичностью, которую, с естественной долей погрешности, вполне вероятно, но можно просчитывать. Надвигающаяся катастрофа предсказуема и во многом зависит от интенсивности и слаженности процессов воспитания и образования молодого поколения: чем слабее эти факторы, тем быстрее быть беде. Важно понимать, что ошибки лягут не на отцов, а на их детей. Причину всякой войны надо искать не в детях, а в дедах. Стоит обратить внимание на то, что наши деды, будучи малограмотными. как-то, но все же смогли неплохо воспитать своих детей (наших родителей). Безусловно в этом им серьезно помогала идеология. Именно идеология - самая настоящая палочка-выручалочка при нехватке сил и опыта в образовании. Как правило, результат педагогической деятельности слаб во всех поколениях, если только не рассматривать его отдельные проявления в обычных классах и мастерских, где опыт учителя распространяется на небольшое число учеников. Там, безусловно, он на высоте. Во всех остальных случаях он более чем скуден. Но стоит обществу наработать какой-либо идеологический базис, то результат воспитания возрастет в разы. Идеи бывают разными: и хорошими, и дурными, но если они есть в обществе, то консолидация в нем обеспечена, а то, глядишь, и соборность.
Нынешнее время имеет явно выраженную тенденцию к свободе, независимости и, как правило, следующей за этим личностной отрешенности. Посмотрите повнимательнее на то, каковы современные тенденции: у каждого своя квартира, в квартире - своя комната, свои вещи, свой телефон и, наконец, свой – персональный! – компьютер. Общение постепенно сводится к минимуму, социум входит в режим персонификации, а выхода из этого нет! 
Впрочем, есть... и он давно описан в духовных книгах. Дабы не было беды, абсолютно персонифицированное общество должно находиться под тотальным контролем. Но... свобода и под контролем?! Как же так?! Да и может ли такое быть?! Оказывается, может. Если к каждому живущему подвести систему для его жизнеобеспечения и все провода свести в одни руки, то всё получится. Вот она, идея-то! Увы, но это известный и тяжелый планетарный сценарий, и, похоже, человечество вступило на путь его выполнения: паспорт – инн – персональный компьютер – личный сотовый телефон – ПК в личном телефоне – все сервисы сведены в сотовый телефон – электронная подпись – нанотехнологии - встроенный чип, внедряемый с самого рождения и… всё! Безграничная власть одного (одних) - и абсолютное рабство всех остальных. Вот тогда и встанет вопрос поклонения, ибо известно, что поклонение в чип не вмонтируешь. Как же быть? Вопросы воспитания отныне не актуальны, ибо теперь все упирается в полу-рефлекторную деятельность людей, то есть нас с вами. Кость дадут (читай: счет оцифруют) – жить будешь, нет – пиши пропало. Осталось теперь выбрать, кому служить – свободе или хлебу насущному. Не в этом ли предвестие Армагеддона? И не именно ли обо всем этом написано в Откровении у Иоанна Богослова? 
Но Бог не был бы Богом, если бы не дал возможность оттянуть столь тяжелый момент бытия, отложить его, скажем, на весьма неопределенный срок. Так оно и было. Так всё обстоит и сейчас. Читаем: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» Мк.13:32. И это так, а посему вернемся-ка мы к образованию и воспитанию и подумаем о том, как нам преуспеть в этом, ибо совершенно очевидно следующее: от того, каким оно , воспитание, будет, во многом зависит время конца нашего света. 
Итак, для образования необходимы деньги, но и это не главное. Главное, как я уже говорил, нужны носители нравственности и духовности. Легко сказать, но где их найти? Научить этому нельзя, а для появления им подобных необходима соответствующая среда обитания. А если предположить, что и святость выращивается? Предвижу возмущение фанатиков и схоластов, принципиально подчиненных примату теологии, соединенных догматическими предпосылками с рационалистическими методиками и особым интересом к формально-логической проблематике, но все-таки решусь утверждать: святость вырастает в некоей благодатной для неё среде. Теперь вопрос: в какой? Признаюсь, я потратил не один год в поисках ответа на этот вопрос и в конце концов обратился к тем книгам, где описываются жития святых. То, о чем я вопрошал, как это ни странно, лежало на поверхности и заключалось в том, что для обретения святости необходимы трудности и скорби! И этого, согласитесь, в нашей жизни как раз предостаточно. И все-таки что-то, видимо, опять отсутствует, если святость и по сей день - редкость. Так чего же не хватает? А не хватает – терпения, принятия и, в конечном счете, – смирения! Вот оно в чем дело, вот где спрятан ключик – в смирении! 
Теперь давайте-ка вернемся к ранее поднятому мною вопросу об образовании и воспитании. Оказывается, учить надо не столько наукам, сколько смирению. Сама собой замаячила тема послушания, но странно было бы о ней говорить здесь, в рамках вполне светской статьи. Тем не менее, пусть в нескольких словах, но сказать надо. Тема отношений ученик-учитель или ученик-мастер существует во всех уважающих себя альма-матер, начиная с монастырей Шаолиня и заканчивая апостолами Иисуса Христа. Непонятно, почему эта разновидность передачи самого качественного опыта до сих пор не культивируется в современной жизни. Видимо, опять чего-то не хватает. Тогда чего? Денег или же носителей этого опыта? Как я ни докапывался, ответа так и не нашел. 
Лишь немного погодя, из каких-то глубин ума, пришло: просто нет воли Божией на это, вот и всё… И тут сердце, видимо, почуяв мое явное огорчение и смущение, как-то по доброму, с улыбкой шепнуло мне: смиряйся… 
Вот она, разгадка! Ответ найден! Получается, что всяким делом, всяким событием Господь всех нас и смиряет, а значит, школа воспитания есть, и школа эта работает, несмотря ни на что! Что касается светского образования и воспитания, то все равно пробовать надо, как бы трудно ни было и в этом - тоже смирение. Не так ли? 

Терентiй Травнiкъ. Из книги "Нomopolysemos"
(0 пользователям это нравится)