Есть такое слово — лукавый. Не поленился, уточнил значение, и вот что оно значит: лживый, обманный, подлый, хитрый. А ещё это — одно из имен дьявола, которое указывает на лживость, нравственную искривленность, неискренность демона.
Как это? А просто! Это когда в нравственный императив влезает суждение: мол, зло, но и не совсем зло; добро, но это кому как. У каждого свое отступление от правды, и любовь состоит из разных подлюбовей, которые не следует путать с нею. Скажем, любовь к деньгам отличается от любви к природе. И никто уже не думает, что нет любви к деньгам, а есть страсть, и ничего кроме неё. Но здесь опять влезает рассуждение; мол, страсть, но не совсем, а все-таки еще и любовь. Падение человека началось с того момента, когда змей внушил Адаму и Еве, что будут они как боги. Здесь дьявол не перешел границу, потому как сказал, что всего лишь как боги, в чем не соврал, но открыл этим свое основное оружие «не совсем», ибо он тоже не совсем бог, как известно. Так вот это самое «не совсем» множится с катастрофической скоростью. Смысл один: перепутать ориентиры, исказить, подменить, разорвать, разделить и начать властвовать, ибо нет слабее человека, который не совсем верит, любит и даже надеется.
Нынешнее время лишено контрастов и границ, оно смазано относительно смыслов и убеждений. Как это ни странно, но сегодня нет правых и виноватых, а есть частично эти и частично те. Что-то вроде того, что подлец, но не совсем! Не совсем глупый и не совсем умный, не совсем злой и не совсем добрый, не совсем честный, но и не совсем врун, не совсем ребенок, не совсем мужчина, но и не совсем женщина, а потому и не совсем война и не совсем мир.
Сегодня идут боевые действия, но по-прежнему по радио транслируется музыка тех, против кого мы, якобы, воюем, и наша молодежь с удовольствием эту музыку слушает. Потому что эти — не совсем патриоты, а те — не совсем враги.
Сплошная неопределенность, наполняющая сознание людей. Ни в чем нельзя быть уверенным, ни на что невозможно опереться, незыблемые ценности и понятия становятся тоже не совсем теми, о которых можно так говорить. И вот уже на пороге не совсем верящий, но допускающий, и не совсем любящий, но как умеет, и, наконец, не совсем Бог…
Стоп! А тогда кто, если это Бог, но не совсем? Логос, Высший разум или еще проще: искусственный интеллект с его не совсем деньгами, а биткоином. И вот оно — квазигосударство с криптовалютой и доказательствами, что земля плоская. Да хоть оно и так, но суть здесь совсем в другом: лишить человека функции развития — это я о том, когда есть цель и смысл, есть задачи и есть сроки, есть куда и есть ради чего – и это все называется эволюцией. Есть родители, а не те, кто подходит под метрику. Есть Родина, а не опять нечто, что назовётся родиной, но не совсем. И если этого не будет, а такое вполне достижимо, если воспитывать не совсем детей в не совсем школах и не совсем учителями, то очень скоро устойчивой моделью бытия окажется робот, пусть и лишенный перспективы – Алиса, но не совсем та, что из Зазеркалья.
Кто-то скажет, что таким образом человек становится ни к чему не привязанным, и это хорошо. Но тогда, простите, ему ничего не стоит совершить убийство, потому что оно вроде как не совсем убийство и совершено теперь уже не совсем человеком, да и суд, который его судит, давно уже не совсем суд, а так, подобие суда.
Забавно? Да то-то и оно, что нет, ибо с этого начинается эпоха тотального недоверия, за которым неминуемо приходит неверие, а это означает только одно – конец! И в этом случае, поверьте, он не будет не совсем концом: мол, какое-никакое, но продолжение последует. Уверяю, не последует, ибо эксперимент окажется неудачным – совсем неудачным!
Терентий Травник. Из книги "Любовь к своему делу ".