Необходимое и достаточное

Вопрос сытости художника весьма индивидуален и решается прежде всего им самим. Хорошо известно, что большие гонорары нередко вымывают из творящего качественность его таланта, превращая многое из создаваемого им в заурядность, пропитанную штампами и рутинной скукой. Сытость коварна: благополучие, как и достигнутая стабильность, властным образом изменяют в душе художника его основные стратегические позиции, делая из новоявленного мастера самодовольного, удовлетворенного сытостью любителя поучать, обернутого комфортом ощущения собственной значимости.
И потому сентенция «художник должен быть голодным» известная нам со школьной скамьи совсем не случайна. Именно в этот период в нас начинает формироваться отношение и к своей будущей профессии, и к вопросам нашего существования, согласно чему появляется убеждение в том, что любимое ремесло в идеале должно обеспечивать семью, чтобы не пришлось отвлекаться на посторонние заработки, а то и на поиск необходимых средств на пропитание. Но я знаю немало художников, качество создаваемого которых изрядно подпортило резко возросшее благосостояние, усмирив оголенный нерв глашатая истины: такого рода анестезия уводит талант в область обыденного. Это не осуждение, а скорее факт, с которым необходимо считаться, дабы хоть как-то, но оставаться в рамках служения собственному таланту — жизнь-то не заканчивается. Конечно, на первый взгляд неоформленная, во многом непутёвая и необузданная молодость имеет много больше шансов на создание во всех отношениях гениальных произведений, нежели основательная и прагматичная взрослость. И все-таки вопрос здесь скорее принципиальный, нежели детально-фактический: как сохранить ту самую творческую пытливость молодости и крайне необходимую её открытость и непосредственность и в более зрелом возрасте? Ответ очевиден: благодетельствовать! Волевым (иначе никак!) действием дарить свои труды, именно дарить, и тогда к тебе обязательно вернется достойное вознаграждение, вернется ровно в тех объемах, которые тебе необходимы, и при этом не нарушат твоего душевного равновесия. Именно подлинному художнику дано состояние души, выходящее за рамки собственного эго: состояние, определяющее гуманистическое начало во всяком творческом процессе как единственно верное и выводящее зрителя, читателя, слушателя за пределы собственной обороны от внешней боли.
А начинать надо с ближнего, дабы учиться предостерегать себя от невнимания к тем, кого мы любим. Соглашусь с Борисом Гребенщиковым, однажды сказавшим, что мы как-то по определению уверены в том, что с человеком всё в порядке. Удивительно, но задавшись все-таки целью узнать, почему этот человек так долго молчит, мы обычно не находим среди наших с ним общих знакомых тех, кто сможет дать толковый ответ . А когда что-то узнаем, то уже бывает поздно…

Терентий Травник. Из книги "Вечерняя звезда".
(0 пользователям это нравится)