Нетипичная очевидность

Тем, кто нещадно критикует советскую эпоху, я всегда привожу только один аргумент, самый, пожалуй, главный: ни одно время в истории России не создало и не вывело в свет таких мастеров поэтического слова, каких явило именно советское время. Ни единичные гении девятнадцатого, ни постперестроечные поэты двадцатого и двадцать первого веков не дотянули до их мастерства.
Я не знаю, в чем тому причина, вероятно, свою роль сыграли страдания и беды революционных лет, тяготы войны, горе и нужда того времени. Но то, что это время породило величайших из великих в поэзии, остается очевидным, и данный факт не может не учитываться даже теми критиками, которые представляют сегодняшний культурный оголтелизм. Я не беру в счет мастеров серебряного века, чей талант был сформирован идеями гуманизма в царской России , но почитайте Асеева, Симонова, Ваншенкина, Гамзатова, Дудина, Смелякова, Слуцкого, Самойлова, Левитанского, Ошанина, Кедрина, читайте Дербенева, Матусовского, Федорова, Острового и дивитесь их поистине исцеляющей гениальности, наслаждайтесь ею. Я не большой специалист в истории музыки и живописи, но не сомневаюсь, что и художники, и композиторы подхватили-продолжили этот всплеск запредельного.
Я до сих пор удивляюсь тому, что моя юность привела меня в ряды молодежных неформальных течений. Будучи хиппи, я, конечно же, не оправдывал советского правдизма, не был восхищенным адептом советского строя, но сегодня, как никогда, склонен думать, что в основном это было по причине незрелости и по юности лет. Я не был любимчиком системы и во многом терпел от нее нужду. Тем не менее, сейчас уверенно говорю о великой культуре, созданной социалистическим реализмом.
Сегодня меня удивляет то, что Советский Союз в большей степени подвергается критике со стороны бывшей номенклатуры, то есть со стороны тех людей, которые в полной мере пользовались его же благами. Удивляет меня и то, что позорным словом «совок» пользуется молодежь, которая ещё и не родилась в начале перестройки. Что она может об этом знать? Вероятно, обиженные компартийцы насадили нынешним юным свою ересь и свои обиды, иначе этому просто неоткуда было бы взяться.
Но как бы там ни было, читайте советскую поэзию, слушайте советскую музыку, смотрите именно советские экранизации русской классики, найдите время и взгляните на картины Пластова, Сарьяна, Корина, Грабаря, Иогансона, Юона, Дейнеки, Налбандяна, Пименова, Моисеенко; вспомните именно о советской мультипликации, задумайтесь и не торопитесь с выводами. Поверьте,задуматься будет над чем.
Считается, что советская эпоха не была религиозной, но это вопрос спорный: ведь советское искусство всеми своими крыльями стремилось в небо через сети и силки бушевавшего застойного мракобесия, бескультурья и постсталинистского коллективизма. Ни в этом ли была вера, настоящая вера её носителей. В юности мне повезло: жизнь меня свела, пусть и совсем ненадолго, с подлинными корифеями - Романом Качановым, Василием Бородаем, Гелием Коржевым, Николаем Раковым, и все они были правдоносцами растворенной в народе, но не исчезнувшей веры. Именно на тех полях, что были высеяны их честностью, их любовью и надеждой, возрастала во время перестройки в чем-то пусть наивная, но искренняя православная вера .
И если что-то все-таки не собирается в вашей картине мира,если не находится нужный пазл, то прежде, чем искать его в ломких дебрях современных телевизионных ток-шоу или в эпатажных фм-дискуссиях, просто почитайте советскую поэзию, глядишь, и вылечитесь.
Терентiй Травнiкъ. Из «Писем и дневников».
(0 пользователям это нравится)