Ни времени, ни денег: памяти Михаила Науменко

18 апреля 2020 года Михаилу Науменко, бессменному члену ленинградской культуроопределящей троицы тех лет "Гребенщиков, Майк и Цой", исполнилось бы 65 лет, но Майк ушел на взлёте, ушёл в свои 36 лет, как типичный рок-музыкант, не прожив и двух недель после развода с женой.
Мы не были друзьями, а познакомились на одном из его "подпольных" концертов в Ленинграде в начале 80-х. Разговор был не долгим, но содержательным. Позже мы еще несколько раз виделись, а потому в памяти остался умный и искренний человек. Очень верно о нем сказал барабанщик группы "Зоопарк" Валерий Кириллов: " Искренний патриот, Майк никак не мог понять, как можно приноровиться к переменам, которые ведут к явному развалу империи (это о перестройке). C безжалостной четкостью я осознал тогда: Майк не принимает время, а время не принимает его". В свое время Майк пел: "Время есть, а денег нету...". Нынче же реальность такова, что у большинства молодых нет ни времени, ни денег, что вне всякого сомнения нашло бы отражение в творчестве Науменко.
О Майке написано много, но сегодня, накануне его 65-летия, я нарушу все традиции звездопочитания в литературе и буду писать немного о другом и иначе, памятуя о том, что вдохновлен-таки на эту статью я творчеством незаурядного поэта и музыканта, Михаил Науменко...
Если куда и надо стремиться, так это к душевному миру и доброте. Смотрю вокруг и всё время думаю: ну когда же наконец это начнет тормозиться – всеобщее взвинчивание внутренней холодности и точечной значимости. Такое впечатление, что сегодня душевность и душевная теплота вообще сняты с повестки дня, а ведь душа и душевность слова однокоренные. Откровенно говоря, но ощущение внутренней недоброты, исходящей от человека, для меня кратно снижает интерес ко всем его взглядам, разработкам и исследованиям. Пропадает сам смысл всей его деятельности, если в нем нет ни милосердия, ни великодушия, ни добра. Без них знающий становится выскочкой, думающий – надменным умником, а всякий, имеющий хоть какую-то власть – ограниченным истуканом. Странно смотреть на врачей, рассуждающих с телеэкранов о здоровье и при этом забывающих о самом человеке. Странно смотреть на учителей, загнанных постоянной отчетностью в угол и забывших о сеянии и доброго, и вечного, потому как для этого необходимо собраться и сосредоточиться, но прежде переключиться, расслабиться и отойти от этой никому ненужной гонки якобы за успеваемостью. Жалко чиновников, связанных по рукам и ногам подконтрольным чинопочитанием, а если и пытающихся что-то сказать, то явно для того, чтоб только удержать на своем месте. Артисты эстрады перенасыщены одинаковостью собственных идей, тележурналисты разогнались настолько, что рассуждая, проскакивают самое насущное.
Студенты стихийно копируют поведение друг друга, светские львы успели попрятаться, а львицы зависли-таки между примерочной и телепередачами о поварском искусстве и вечном дизайне своего загородного дома.
И всё же произошло что-то такое, что усреднило всех нас, загасив в душе такой необходимый для жизни огонёк романтики и любознательности и привело к вынужденной скуке. Человек, как известно, существо внушаемое и управляемое, а потому что в него посеешь, то и получишь на всходах. К примеру Америка в души своих граждан долго сеяла попкорн . Пришло время и в стране даже национальный траур выглядит, как попкорн – мелко, поверхностно и несерьезно. Атрофирование глубоких эмоций приводит к сентиментальной холодности и неосознанной социальной жестокости. Вся надежда остаётся, разве что на фабрику грёз – кинематограф – аптечку со средствами по временному купированию бессердечия.
Вот и я об этом, потому и не хочется, чтобы в нашей стране обычная уборка территории или озеленение двора превращались и превратились во флэш моб, запущенный школьниками уездного города N. и поддержанным всей страной. Я не против идеи, но подача должна быть несколько иная, а точнее не попкорновская, а российская. В свое время, Майк (Михаил Науменко) написал песню о прогулке по некоему городу, потерявшему истинное лицо. Ни о нашем ли времени пел популярный рокэнрольщик тех лет?

Все лица знакомы, но каждый
Играет чужую роль
Для того, чтоб хоть что-то в этом понять,
Нужно знать тайный пароль...

Терентий Травник. Из книги "Вечерняя звезда".
(0 пользователям это нравится)