О Боге и человеке (1)

ВОПРОС: Случалось сталкиваться с таким мнением, что люди выдумали религию, потому что не смогли смириться с тем, что их ждет смерть как абсолютный финал бытия. Есть ли в этом хотя бы пылинка истины?

Терентий: Конечно есть. И далеко не пылинка, а серьезная составляющая бытия, иначе бы это мнение не было таким расхожим. Так устроено в мире, что подобное утверждение должно быть, и у него немало приверженцев. На него опирается большинство молодежи, с ним манифестируют уверенные в себе, крепко стоящие на ногах люди, им пользуется большая часть ученых. Перечисление можно продолжить...
На встречах мне часто высказывают подобные умозаключения именно молодые люди, и я с ними не спорю. Это их жизненный опыт.
Но есть и другой опыт. Давайте-ка теперь попробуем понять, насколько это мнение будет актуально среди пожилых людей, людей немощных и нездоровых. Уверяю, что там вы встретите его в единичных случаях. Большинство из тех людей скажет вам другое, скажут, что Бог есть, и они будут правы, ибо они опираются на свою надежду - и это очень верный шаг.
Что касается меня, то обычно я говорю, что самое лучшее из того, что сделал человек в своем бессмертном существовании, так это то, что он создал у себя в природе, ввел в свое миропонимание Бога, позволил Богу быть, и Бог отныне существует реально.
Принципиальные споры вызывает как раз не вопрос, есть ли Бог, а вопрос, как и кто создавал этот мир. И есть такое мнение, что за разумным творением не обязательно стоит Бог. Есть мнение и о эволюционной самоорганизации материи, также о вселенском разуме, о внеземных цивилизациях и о многом другом. Конечно же, меньше всего наша жизнь похожа на случайное совпадение.
Но дело опять не в этом. Давайте поставим вопрос иначе . И теперь я спрошу у вас, или вы спросите сами у себя, а что изменится для вас или в вас, если вы стопроцентно будете знать, что Бог есть. Если вы думаете, что изменится многое, то я вас разочарую, сказав, что не изменится почти ничего. Вы так же будете грешить и каяться или останетесь таким же неверующим, как сейчас. А вот тут и начинается самое важное, по сути, это и будет началом ответа на ваш вопрос. Оказывается сама наша вера лежит за пределами науки и каких-либо доказательств. Господь, если Он есть (а Он есть!) предусмотрел и эти наши поиски. Он предвидел, что мы будем искать доказательств его существования, а потому лишил их , эти доказательства, всякой духовной силы. Поэтому никакое доказательство бытия Божия смысла иметь не будет. Вера есть та функция бытия, то состояние человека, его души, которая чудесно преобразует его естество. Именно вера, а не знания, как нам кажется. Вера есть процесс с сопутствующими ему качественными изменениями, а знания в большинстве своем фиксируемы и неустойчивы. Поэтому знания утилитарны. Чтобы было понятнее, я приведу вам в пример опыт предвкушения, он - из духовного мира. Спросите любого художника о том состоянии, когда он творит и когда он рассматривает законченную работу. Они разные. Большинство мастеров, подлинных мастеров, сожалеют о том, что труд их закончился и жаждут продолжения, а все потому, что сам процесс творения и есть духовная жизнь. Так и вера, она – духовный процесс творения жизни. В задачи верующего не входит увидеть Бога, он пребывает в нем благодаря вере. Пламенная вера рождает в нас Бога, поэтому и Царствие Божие именно внутри нас.
Теперь несколько слов о страхе перед смертью и нежелании умирать. Именно отсюда исходит то понятие , что вечная жизнь якобы привнесена человеческими фантазиями для самоуспокоения. Что же, вполне резонный подход, но задачу он в общем-то не решает. Сводить религию к психотерапии - это все равно что всю музыку мира свести к одной, пусть и любимой мелодии.
Вообще, говоря о Боге, необходимо сразу договариваться о терминах и понятиях, свойственных этой теме. Если вы с Богом, то в вашем мировоззрении должны быть следующие убеждения: Бог вечен, жизнь вечна и вы, то есть ваша душа - бессмертна. Если вы сомневаетесь в этом, то значит, вы не просто неверующий. Вы другой, вы - человек, ищущий доказательств, чтобы поверить. Это тоже опыт. Могу вам посоветовать либо прийти поскорее к вере или же поскорее найти доказательства, иначе совсем развалитесь. По-моему опыту прийти к вере намного проще, чем найти доказательства, ибо их просто не может быть. Задача поверить в существование Бога не подразумевает решения через доказательства Его существования. Поэтому исследование артефактов - по сути дело пустое, по крайней мере, для верующего человека.
Если вы все-таки обратились к вере, то вам необходимо найти в себе состояние, поскольку вера есть функция из области состояний наших, - найти состояние, которое вас приведет к покою и вернет в согласие с самим собой и миром. Удивительно, но, в отличие от знаний, именно вера на это и способна. Знания никогда вас к этому не приведут, тем более, если они будут без веры, поскольку такие знания конечны, а сам мир, вы и ваша душа бесконечны.
Вы хотите увидеть мир Божий глазами земных законов и правил, так вот же он – перед вами. Это вы и всё, что с вами связано, большего и не надо. Вы хотите большего, но это невозможно, а потому рассуждать кто кого создал первым – Бог человека или человек Бога – не имеет смысла, ибо в земном плане мы ограничены, хотя бы своим телом.
Для того, чтобы продолжить ход мыслей, необходимо внести в рассуждения понятие целесообразности. Земная жизнь осмысленна и целесообразна. Такая сложная природа, как человек, не заканчивается смертью. Если бы оно было так, то мы могли бы вполне соответствовать одноклеточным, и этого было бы достаточно. Но мы архисложные создания и живем по иным правилам, и умираем по-другому – мы не умираем, а эволюционируем, то есть переходим в иной мир и так далее. Иначе мы бы просто не были людьми. Нас создал Бог, чтобы мы Его открыли в себе и вместе создавали бытие, вместе творили. А самый короткий путь к этому – это наша вера. Она и есть тот, универсальный ключ от земной жизни человека, и от вечной жизни - тоже.

Терентий Травник
(0 пользователям это нравится)