О пересадке человека во времени

Самым большим заблуждением в размышлениях о человечестве, рассматривая жизнь самого человека в контексте прошлого, настоящего и будущего, было бы полагать, что существуют серьезные различия в развитии самого человека, считая при этом, что в прошлом люди были менее развитыми, чем нынешние.
Это далеко не так. Все дело в том, что в контексте истории сам человек практически не меняется, а меняется только среда, в которую он попадает, родившись. И меняется человек согласно тем условиям, которыми располагает среда его обитания.
В каком-то смысле это можно сравнить с хлебным зерном, которое высевается веками, при этом оставаясь тем, чем и являлось всегда. Меняется только форма: условия выращивания и выпечки. В чем-то это сопоставимо и с цветком, который может быть посажен и выращен в разных условиях. Например, тюльпан может расти и в дикой природе, и в питомнике, и на клумбе, даже в комнатном горшке, но при этом оставаться тюльпаном, и не более того.
Для человека пласты времени и есть эти самые условия. И потому рожденные сто, двести, тысячу лет назад люди особо ничем не отличаются друг от друга. Разница - лишь в условиях существования, обусловленных внешней средой и присутствующей в ней информацией. При этом все базовые ценности были и остаются для человека одинаковыми и неизменными. Другими словами, всякий шанс вызреть во благо во многом зависит от времени появления человека на свет. Если допустить, что ребенок из малограмотной крестьянской семьи мог бы родиться не в 19-м, а 21-м веке, причем в самой обычной семье, то он имел бы гораздо больше предпосылок к развитию, определяемых для него условиями существования, а не внутренними его задатками. В контексте этого размышления вполне можно полагать, что бытие во многом определяет сознание, а точнее, не определяет, а позволяет ему эволюционировать. Вот только вопрос, в какой из его частей: духовной, физической, ментальной... Информационно-ментальной? Пожалуй, да. Физической? Без сомнения, но только не в духовной, которая формируется скорее вопреки окружающему человека миру. В этом и заключается вся ценность идеи и красоты Божественного замысла, что всякий появившийся на свет человек формируется внешне в соответствии с условиям существования, но внутренне - благодаря фундаментальным основам, что заложены в нем Творцом, кои если и меняются под воздействием среды, то лишь в рамках испытания-искушения, не теряя своего первоначального духовного смысла и значения.
Понимая это, можно допустить, что люди будущего вполне могут оказаться у разбитого корыта, в условиях мотыги и горшка, если таковой по каким-либо причинам будет среда их обитания. А почему бы и нет? История человечества развивается не поступательно, и золотой век может уступить веку ржавого железа, что было, и не раз. При этом внутренний стержень человеческого бытия останется по-прежнему незыблемым, опирающимся на известные догматы совести и нравственности, потеря которых означала бы потерю идеи существования самого человека, как в пространстве, так и во времени.

Терентiй Травнiкъ. Из писем и дневников. Книга вторая.
(0 пользователям это нравится)