О правильном положении дел

Хотя этим мало кто занимается, но очень полезно интересоваться мнением окружающих о том, насколько вы глупы. Для этой цели нужно искать более умных, чем вы, людей. При этом не просто умных, а умных и религиозных; и не просто умных и религиозных, а ко всему еще и духовных. Именно такой человек может, не обидев вас, помочь правильно увидеть неточности в развитии, расставит ваши приоритеты на будущее и поможет вам пересмотреть некоторые положения вашей системы взглядов, вызывающие у вас торможение. Возможность сделать шаг к поиску такого человека, найти его, довериться ему и держаться его – необычайная для вас милость Божия. Найденный вами и давший свое согласие помогать вам человек - он и есть духовный учитель, наставник, духовник. К сожалению, в большинстве своем те, кто взял на себя обязанности духовника, по сути не являются таковыми, ибо стали ими не по желанию или призванию, а по случаю, находясь на подобающем социальном месте, а потому не стоит путать всякого батюшку, который исповедует вас и дает вам советы, с духовником. Неправильное отношение к подобным встречам и диалогам зачастую приводит к соблазнам и не лучшим последствиям. Такие духовники, не вникая в суть проблемы, но наделенные социальной значимостью, могут по неосторожности разрушить и дружеские отношения, и даже семьи, сталкивая людей лбами. Это происходит не только по их вине, но и по отсутствию разумения у тех, кто слепо следует сказанному. Не стоит видеть в следовании подобным советам и свое смирение, ибо это - скорее незрелое желание снять с себя ответственность, переложив решение своих проблем на плечи наставника.
Трудность общей задачи усугубляется и присутствующим в человеке многослойным эго. Бывает, что социальная среда ( педагогическая, номенклатурная и ряд других) настолько сильно спрессовывает и деформирует в человеке его эго, что он, сам того не ведая, становится псевдоумником, а именно человеком с властным, требовательным, нетерпеливым характером, опирающимся лишь на собственный жизненный опыт. Даже хождение в храм не приносит таким людям особой пользы. Каким-то особым образом они и эту составляющую своей жизни подминают под собственную самость. Присутствующая в них повелевающая теза не смягчает душу и не возвращает сердце в лоно любви. Эти люди - жертвы заблуждения: они становятся авторитетом для самих себя, путая это с достоинством и благородством, и относятся к наиболее трудным «больным», формирующим свою среду так, что она постоянно потворствует их духовной деформации. Тем не менее они все-таки продолжают поиск тех, самых умных, религиозных и духовных, но теперь уже не просто наставников, а скорее врачей, способных помочь их душе вернуться в состояние простоты и любви.
Пожалуй, в этом и есть правильное положение дел, когда человек сохраняет в себе желание и способность меняться и продолжает с глубоким вниманием относиться к состоянию своего не только психического, но и, прежде всего, духовного здоровья.

Терентiй Травнiкъ. Из книги "Блокнот для записей".
(0 пользователям это нравится)