О тени человеческой

Пусть и в иной форме, но к сожалению, подобное происходит и в наше время. Происходит неосознанно, и причина этого одна - страх смерти. Когда-то публичные казни, проходившие на главных площадях городов, собирали огромное количество людей, точнее, любопытных зевак. Любопытство... Может, это и впрямь любовь к пыткам: и чужим, и собственным? И пусть любопытной Варваре, как известно, на базаре нос оторвали, но люди боялись, а все равно шли – шли поглазеть на муки и страдания себе подобных. И когда они наблюдали за происходящим, в них поднималась волна ужаса, вслед за которой следовало необъяснимое состояние апатии, притупляющее этот самый ужас.
Таким образом человек, сам того не понимая, смягчает собственный страх перед смертью, как бы проживая его виртуально через страдание и смерть другого, напрямую незнакомого с ним человека. Отчасти привлекающий эффект этого, во многом безнравственного состояния души, открылся как культурно-социальное явление во времена рабства на аренах гладиаторских боев. Симулятивное воздействие, возбуждая и угнетая, медленно, но верно делает свое притупляющее дело, но только до определенного момента. Далее все останавливается, поскольку необходимо нечто иное, и это иное есть любовь. Только она окончательно избавляет человека от страха смерти. Христос именно своей любовью излечивает человека от этого неестественного, бесконечно тяжелого состояния духовного угнетения. Трудно себе представить, что испытывали те, кто присутствовал при распятии Христа - фактически при убиении единственного, кто был способен избавить их же от ужаса смерти.
В наше время публичные казни заменяются просмотром триллеров и демонстрацией насилия на телеэкранах, что стало привычным, а СМИ цинично распространяют информацию, если речь касается болезни, особенно смертельной, кого-то из известных людей. Не стоит обольщаться, но большинство человеческих сопереживаний и сердобольных, на первый взгляд, публикаций в интернете, касающихся чьей-либо болезни или же смерти, происходит не по естественной причине, а из-за неосознанного удовольствия, компенсаторно возникающего в связи с этим, когда желание помочь смешивается с подсознательным стремлением эго поднять себя. Действительно, чужое горе мобилизует психоэмоциональную активность очень многих. Люди, исполненные ужаса перед небытием, впадают в домыслы, сплетни, догадки и спешат высказывать свое мнение о чьей-то беде, казалось бы, вполне искренне желая помочь. И все-таки основная причина подобного поведения - в страхе перед собственной смертью и самоутверждение на фоне реальной трагедии, переживаемой кем-то. А всякий взрыв социальной активности при выбросе СМИ информации подобного плана свидетельствует лишь о бесконечном одиночестве человека и о колоссальном дефиците любви среди живущих. Чужая боль вызывает попытку к состраданию, но, увы, вновь переходящую всё в то же ротозейство, как и много-много лет назад. Стоит забрезжить пожару несчастья у кого-либо из людей известных, так мастера и гости телевизионных ток-шоу - тут как тут со своими, якобы острыми, вопросами, возмущениями и переживаниями. Рейтинг подобных девиационных передач по-прежнему очень высокий, и это значит, что такого же уровня и обогащение у стряпчих. И хлеб, и зрелища по сей день в цене. И если первым правит физиология, то вторым - бездуховность с её неприятием веры, а значит, и любви.

Терентiй Травнiкъ. Из книги "Блокнот для записей"
(0 пользователям это нравится)