О том, что страшнее смерти

Со времен школы меня всегда интересовал вопрос: почему при межгосударственных конфликтах в окопах сидят по разные стороны те, кто вообще не имеет никакого отношения к тому, о чём не смогли договориться там, наверху. Ну не сошёлся Гитлер со Сталиным, так пусть сами надевают шинельки, берут ружьё и воюют друг с другом, а не подсовывают вместо себя тех, кто не имеет никакой злобы друг на друга. Откровенно говоря, вся подлость заключается в следующем: для того, чтобы поставить под ружьё фактически детей, их надо настроить друг против друга, а для этого хозяева обращаются за помощью к идеологам, а по сути— врунам, которые за деньги или под страхом наказания вещают всенародно то, что должно возбудить в душах ненависть к тем, с кем чего-то там не поделило руководство. И народ верит, потому как не верить нельзя, иначе жить вообще не стоит. Только вот эта самая вера оплачена в годы Второй мировой войны невероятно высокой ценой — жизнью более ста миллионов человек, причём в большинстве своём сильных, умных, честных и добрых. Те, кто был поражён грехами и грешками, смекнули сразу, что надо делать, и отсиживались в тылу, ведя общественную работу, а в свободное время расхаживая по кинотеатрам и магазинам.
Помню, как сильно поразили меня своей несправедливостью кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Фокс ходит по ресторанам. Хотя я и учился тогда в восьмом классе, но не понимал, как вообще могут работать рестораны в то время, когда в стране — общая беда. Помнится, это моё возмущение удивило даже маму, которая пояснила, что жизнь есть жизнь, а потому должна продолжаться так, как ей положено. Конечно же, это меня не убедило.
Удивительно, но сегодня я пребывал в таких же же мыслях, и не потому, что наивен или малограмотен, отнюдь, — я элементарно опирался на голос совести и чести.Конечно же, будет так, как есть, и непорядочные хозяева будут понукать всякого, кто не имеет возможности стать таким же. И не стоит искать справедливости в этом мире – её просто быть не может в том состоянии, в каком этот мир находится с момента своего сотворения. Но есть всё-таки одна очень непростая и страшная истина: смерть грешника всегда люта. Как это? А так: это не болезнь и не увечья, не старость с нищетой – это тотальная безысходность его души в момент комы, когда всё, что происходило с ним на земле, покажется абсолютно никчёмным и суетным по сравнению с его встречей с собственной совестью. И это — самый большой ужас из всех, когда-либо известных человечеству.

Терентий Травник. Из книги "Записки обыкновенного человека".
Книга третья.
(0 пользователям это нравится)