О воле Божией, мужестве и терпении

В эти дни, как никогда, приходит множество писем. Писем с непростыми вопросами о разных проблемах, или как я говорю, неясностях, и я пытаюсь, как могу и как знаю, на них отвечать. Особенно много сегодня писем, в которых касаются вопросов воли, а именно воли человека и воли Божией. Спрашивают, где та грань, те нюансы, которые могли бы помочь нам отличать, где воля Господа, а где начинается воля человеческая, спрашивают и о том, взаимосовместимы ли они и как существовать в этом...
Что ж, давайте разбираться. Буду исходить из своего опыта, надеюсь, что он пригодится для понимания этой важной части жизни и моим читателям, и моим друзьям.
Что по мне, так воля Божия – это всё, что приходит к нам вне нашей воли, как хорошее, так и плохое. Всё плохое, что неожиданно сваливается на нас, на нашу с вами жизнь, то, чего не чаем и не ждём, о чем не просим и не думаем, – это по воле Божией; потеряли что-то, заболели, напоролись на что-то или куда-то влипли — всё это по воле Божией. Но и хорошее — то, что приходит неожиданно для нас, тоже по воле Божией: нашли, исцелились, обрели – и это тоже по воле Его.
Иногда меня спрашивают, каким образом понять, насколько проявляется воля Божия в том, если что-то делаешь по собственному желанию, к чему-то стремишься, а это не получается. Я так думаю, что прежде всего это касается того, когда человек болеет, и у него не получается выздороветь; или человек чем-то занимается хорошим, но у него всё равно не идут дела. Есть ли на это воля Божия и нет ли в этом нашем самоволии неугодного Богу поведения? А может, это искушение, и от него надо отказаться? И возможно ли, что это — просто не твой путь?
Отвечаю: прежде всего, если совершаемое нами нравится, если на это есть силы — то в этом воля Божья. Но Господь накладывает на нас некое испытание для того, чтобы преумножить в нас одну из самых главных, с моей точки зрения, добродетелей – терпение. Кстати, у святых отцов терпение называется мужеством. Мужественные люди – это терпеливые люди - не сильные или смелые, а именно терпеливые. Терпение – это и есть самая важная сила — духовная сила. Надо помнить, что Христос для нас был и остается многотерпеливым, а это означает, что Он многомужественный. Самый мужественный из тех, кого мы знаем. Он был и остается образцом мужества. Когда Суворов говорил: «Терпением побеждаем» — это и означало, что мужеством, так что надо понимать: мужественные люди – это, прежде всего, терпеливые. Так вот, когда мы сталкиваемся с трудностями в нашем благом деле, мы должны двигаться дальше с терпением и с упованием на любовь Божию.
Каким образом можем мы понять, что дальше двигаться нельзя? Это не сложно. У нас Господь отбирает силы, уносит из нас воодушевленное состояние. То есть мы ослабеваем и понимаем, что мы сделали всё, что могли и дальше уже продолжать невозможно: нет сил и желаний. Тогда надо отпускать ситуацию, когда по каким-то причинам, известным только Господу, она бессмысленна. Ещё важно знать, что в момент деланья, в момент самого процесса и происходит выковывание в нас тех добродетелей, которые нам же и необходимы. Например, есть такая беда – пьянство. Хорошо известно, что пьянство – это одно из состояний гордыни. Чем больше гордыни, тем больше человек пьет, чем меньше пьет, тем её меньше. Непьющие, если конечно они не возвышаются этим, живут с минимальным количеством гордыни. Гордыня – это основа всех грехов, это стержень, на котором грехи держатся. Если человек негорделивый, то грехи хотя и будут, и пусть даже много будет у него этих ошибок, но они как бы опадают, они не держатся, потому что у него нет гордыни, нет энергии, питающей тщеславие, самомнение и тому подобное.
А в пьянстве человек сам себе хозяин: он якобы всё знает и понимает, при этом он агрессивен, и это тоже действие гордыни. Таким образом получается, что пьянство посылается без нашей воли, и это воля Божия, дабы излечить через пьянство душу от гордыни — этого тяжкого смертного греха.
В заключение скажу, что всё, происходящее не по нашей воле, абсолютно всё: и плохое, и беды, и хорошее – то, чего мы не ждём, даже если получим премию или выиграем что-то, на это воля Божия. Другое дело, насколько верно мы будем этим распоряжаться. Так что решайте, наблюдайте, терпите, радуйтесь, и правильно распоряжайтесь как хорошим, так и плохим. Просто за всё блашгодарите Бога. Это —школа нашего с вами духа. Всё так. С Богом, дорогие мои. Лето, 2022 г.

Терентий Травник. Из книги "В нужную сторону".
(0 пользователям это нравится)