Об эгоизме разумном и неразумном

Вряд ли кто из людей здравомыслящих найдет основание воскликнуть: " Я не эгоист! "Думаю, что хотя бы капелька эгоизма - она есть всегда. Давайте поговорим об этом, Терентий!

1. В Заповедях сказано : " Возлюби ближнего, как самого себя" . Означает ли это, что за человеком изначально признается невозможность возлюбить ближнего в большей степени?

Терентий: Думаю, что есть вещи, которые открываются несколько позже, после достижения чего-либо. В этой заповеди дан некий разумный предел, который абсолютно достижим и подъёмен для человека. Что-либо большее не является необходимым. Любить ближнего, как самого себя, есть достаточное условие, при этом благоразумное. Это не сверхпреодоление, за которым нередко следует искус избранности, самолюбования и самовозвеличивания. Все то, что больше сказанного, в заповеди может оказаться ненужной дерзостью. Вероятно, есть такие ситуации, когда человек что-то любит более, чем самого себя, например, Родину, а в состоянии пламенной веры - и Бога: мы видим массу на то примеров, читая жития Святых. Но для ближнего Господь положил эту меру, и её абсолютно достаточно.

3. Как человеку следует относиться к проявлениям собственного эгоизма? Есть ли рамки, в которых их следует держать?

Терентий: Есть, и они крайне важны. Эти рамки устанавливаются той или иной ситуацией, в которые мы попадаем. Мы должны усердствовать во внимании к ближнему, но мы не должны усердствовать там, где наше участие потворствует развитию в человеке лени и паразитизма. Здесь и должен регулировать ситуацию наш собственный эгоизм. Радеть надо об идущих навстречу. Блудные, как то было с сыном из притчи, возвращаются сами, и бегать за ними ни к чему. Конечно же, речь не касается случаев спасения жизни ближнего.

4. Когда-то Чернышевский провозгласил в своем романе " Что делать?" теорию разумного эгоизма. В юности мне очень нравилась эта теория, да и сейчас она меня привлекает. Ведь действительно, это прекрасно, когда жертва ради любимого человека приносит радость? И цена страданий при этом не кажется ему безмерной?

Терентий: Это вообще не относится к эгоизму, это состояние любви. Если вы дарите себя и радуетесь от этого, то вы находитесь в духовном свете. Если вы имеете в виду, что ваш поступок в отношении кого-либо вам не приносит радости, то и делать ничего не надо, то это не разумный эгоизм, а неразвитость. Более того- она на грани бездуховности. Много есть такого, что не приносит радости, но это надо все равно делать, а не прикрываться здоровым эгоизмом. Безусловно, есть и такие случаи, которые не нуждаются в наших решениях. От них надо в любом случае отказываться. Критерий все-таки один – это не ваша радость от соделанного, а скорее плод общей радости от совместных и, прежде всего, ваших усилий.

5. Скажите, Терентий, ведь в правильно построенной семье не может быть жестокой битвы эгоизмов? Хотя в наше время вопрос" кто кого?" в семье порою стоит очень остро...

Терентий: Существуют несколько верных моделей правильных семей. Первая - это когда каждый из ее членов, в данном случае супруги, ориентированы друг на друга, они проявляют участие, тепло, заботу и внимание к другому не меньше, чем к себе, и это - гармония. Здесь главенствуют ощущения. Вторая - это когда жена ориентирована на карьеру мужа, его творчество, его достижения. По сути, они вместе делают то, чем руководит муж. Здесь главное – его успех, от которого зависит успех всей семьи. Третья - это когда есть общее любимое дело и решения принимаются обоюдно, разумно и посильно для каждого. Здесь главное - плод общих усилий. Все три этих модели - вне эгоизма. Остальные варианты, увы, являются семейными ошибками, и строить на них семью не следует.

6. Маленькие дети - эгоистичны, и это, видимо, естественно. Как к этому относиться? Наверное, спасет любовь? Ведь она несовместима с эгоизмом?

Терентий: Спасет только ваша любовь, которая даст вам возможность наказывать детей правильно и потихоньку помогать изживать в них признаки эгоцентризма. То, о чем вы говорите, это не эгоизм. Дети - эгоцентрики.

7. В наше время популярна поговорка: человек человеку волк. А ведь она культивирует эгоизм, не так ли? Мне видится высоким риск заплатить со временем за это горьким возгласом: " Меня никто не любит!". Думаю, что эгоизм - это дорога к одиночеству. А вы как считаете, Терентий?

Терентий: Конечно. Это не дорога, а уже изначально - одиночество. Правда, переживается оно не так болезненно, как потери среди любящих и жертвенных. Эгоизм есть адаптированное ко всему существование на земле, к любым потерям, кроме самого себя. Страдания эгоиста всегда минимальны, можно сказать, что это самые минимальные печали из людских.

8. Наверное, стоит особо поговорить о материнском эгоизме. Ведь любящей матери очень плохо, когда у детей что-то не так... И неважен возраст ребенка - он может быть уже и пенсионным. Что делать и как быть, если любовь переплетается с обидами? И даже с эгоизмом?

Терентий: Это не эгоизм, а материнская ревность. Это очень разные вещи, и путать их не следует. Надо хорошо знать и понимать, что эгоизм - это действие, которое не может быть направлено к кому-то, но только к себе. Это культивирование своего «я». Если мы притягиваем ребенка к себе, то это только из-за ревности. Эгоистически мы бы скорее его оттолкнули, хотя бы ради собственного комфорта. В данном случае мы просто хотим, чтобы его вниманием и теплом другие пользовались как можно меньше.
(0 пользователям это нравится)