Офорты бытия

Меня часто спрашивают о том, как избежать штампов в поэзии…
А дело-то не совсем в этом и штампов в поэзии избегать совершенно не следует. Штампы есть стойкие, наработанные формы, которые великолепно акцентируют те или иные образы при первичном написании произведения. В этюде вообще без штампов не обойтись. Это точки, узлы каркаса всякого творческого процесса, всякого произведения. С ними совершенно не стоит бороться, их надо правильно расположить. В доме – крыша, стены, окна, двери – это всё штампы. Уберите их, и куда, по-вашему, тогда можно примостить явные не штампы, какую-нибудь картину или букет цветов? В музыке семь великих штампов - её семь основных тонов. Любая  восьмая, но оригинальная нота разрушила бы всю гармонию мира звуков.
Все главные цвета в палитре художника – это тоже штампы. Живописцу и в голову не придет отказаться хотя бы от одного из них, сочтя его за банальный, рассуждая, мол, зачем мне  синий цвет или зеленый , это, ведь, уже было у кого-то. Как-то один мой знакомый, разглядывая подаренный ему офорт, немного расстроился, узнав, что у того есть небольшой, но тираж. «А книгу, изданную большим тиражом, ты тоже читать не будешь? Тебе, видимо, рукопись нужна?» - поинтересовался я. Он улыбнулся, и это правильно.
Всё немного не так и гнаться за оригинальностью здесь не стоит. Надо просто учиться при написании смещать общее внимание со штампа на оригинальный, но не такой видный знак, и, используя штамп, всю основную идею произведения выдерживать в чем-то ином, действительно новом, а лучше, если ещё и в чем-то глубоком. Например, фраза «синее небо» вроде как штамп и оставить ее без развития было бы нежелательно, но напишите «синее небо покинутых чувств» и все станет иным, а штамп превратиться в важную основу мысли, в ключевую связку строки.
Если так разобраться, то и  Господь всё сделал в штампах – и небо,  и солнце, и воду, огонь, землю, но именно благодаря наивысочайшей Его творческой, абсолютно гениальной нюансивности, привнесенной в свое произведение, мир  стал и остается таким прекрасным. Мы все существуем в гениальной среде Творца, в гамме Его всегда изменяющегося произведения, но при этом мы не просто зрители, мы сотворцы. В этом и есть все величие Божественной идеи, в этом и есть Любовь.

Терентiй Травнiкъ. Из книги «Точка отсчета». 2016.
(0 пользователям это нравится)