Октябрьское интервью с Терентием Травником

Вопрос: Сегодня, в преддверии столетия революции, очень много говорят о царской семье, о правомерности отречения государя от престола и канонизации августейших особ. Не могли бы и вы, Терентий, как-то прокомментировать это?

Терентий: Говорить об этом и можно, и нужно, но в контексте абсолютно ином, и позже я поясню, что имею в виду. Откровенно говоря, мне жаль, что появляется немало заявлений, подвергающих сомнению правомерность причисления императорской семьи к лику святых. По-моему, здесь все более чем очевидно. Стоит ли человеку, в первую очередь имею в виду верующих, рассуждать о том, насколько правильным или неправильным было это решение, если на то уже была воля Господняя - была именно на то, чтобы в храмах и появились иконы с образом царя и его семьи. Неужели вы думаете, что это было сугубо человеческим решением? Если так рассуждать, то всякая вера в корне теряет смысл. Мне думается, что если бы случившееся было не угодно Богу, то ни при каких, абсолютно ни при каких, даже самых благоприятных обстоятельствах канонизация бы не произошла и не были бы написаны эти иконы. По-моему, давно пора и понять, и принять случившееся - принять, как волю Божию, безо всяких сомнений. Сонм святых в своей исторической, земной основе далеко не безупречен, да и первым, кто вошел в рай, был совсем не праведник, а разбойник. Раскаявшийся, но разбойник. Почему же никто из тех, кто рассуждает о правомерности канонизации царской семьи, не полагают того, что государь раскаялся и что его раскаяние было принято Господом? И разве не является доказательством его раскаяния сам факт причисления к лику святых? Или Господь ошибся?

Вопрос: Все верно. А о каком контексте вы говорили, имея в виду, что об этом сказать нужно, но по-другому?

Терентий: Да, все так, говорить об этом надо, но, действительно, по-другому. Со дня революции и гибели царской семьи прошло почти сто лет. И в настоящее время в нашей истории нет события такой давности, которое имело бы настолько же сильное воздействие на россиян, как это. Феномен революции до сих пор не разгадан, он продолжает и волновать, и теребить умы. Государь же - фигура вселенского драматизма. И пик трагедии здесь именно в том, что наша не просто страна, а страна крайне набожная, убила своего государя, причем вместе с супругой и детьми. Это ли не крест российский? В какой-то степени мы повторили путь предавших Христа на распятие. Милость Божия к народу и святость царя были в том, что Господь попустил, и царь отрекся от престола, и не был в тот момент помазанником Божиим, иначе бы все было как и две тысячи лет назад. Но страна не покаялась в содеянном, хотя, возможно, драма последующих семидесяти лет и есть ее раскаяние.

Вопрос: Даже не верится, что такое могло случиться с Россией.

Терентий: Да, не верится, но это если смотреть на произошедшее через призму преувеличенного восхищения реалиями царской России. А ведь все было несколько по-иному, чем это представляется многим нашим современникам. Например, довольно часто говорится о наличии в предреволюционные годы неимоверного экономическом роста. Возможно, в чем-то так оно и было, но не следует забывать о том, насколько тяжелой была в то время эксплуатация народа, и стоит вспомнить о разгуле и разнузданности правящего класса и о деградации духовенства. Об этом со всей полнотой поведала нам русская творческая интеллигенция тех лет. Я не думаю, что, например, художник Василий Перов, рисуя свои полотна или же Федор Достоевский в романе «Бесы» да и в прочих своих произведениях - просто фантазировали. И то, что стало сегодня русской классикой - всё повествует о проблемах и бедах родной страны, связанных именно с социумом. И это позволяет предположить, что ко времени революции власть просто перестала работать, заниматься страной, и по этой причине окончательно впала в немилость не только со стороны низов, но и со стороны части своего окружения, что и привело к известным последствиям. Народ здесь совершенно ни при чем: водитель просто не справился с управлением.

Вопрос: Может, поэтому и сложилось такое отношение к императору?

Терентий: Все уже случилось. А историю, как известно, не перепишешь. И потому надо не императора обвинять, а решать сегодняшние проблемы. О мертвых либо хорошо, либо ничего. В данном случае надо только хорошо.

Вопрос: Это верно. А тут еще и фильм «Матильда» выходит на экраны в канун столетней даты. Что вы думаете по этому поводу?

Терентий: Ничего не думаю, я этот фильм не смотрел. Но если отвлечься и сказать о происходящем в целом, то вполне очевидно, что это - очередная попытка завести народ в тупик пустых рассуждений. Если вы имеете в виду тех, кто ставит целью запретить эту ленту, - стоит вспомнить и то, что во всякие времена подобные нравоучители, прикрываясь именем Христа, много чего наворотили. Зло не переносит невнимания к себе. Когда мы реагируем на сплетни и клевету, то мы, можно сказать, побеждены. А теперь вот шумиха вокруг фильма настолько подогрела интерес к нему, что может случиться и такое - картина побьет все рекорды по сбору денег. А в результате зрители придут к выводу, что фильм - самый обыкновенный. Почему-то мне кажется, что именно так оно и будет. Примерно таким образом обычно и приходит разочарование в том или ином событии. Сначала восхищение, клятвы в верности, а потом недовольство, злоба и бегство, а то и предательство. Между людьми все то же самое. Предают те, кто клянется в любви и верности, они как будто чувствуют, что могут предать, вот и пускают пыль в глаза заранее.
.
Вопрос: Но речь же идет о безнравственной киноленте, не так ли?
Терентий: А вы ее сами видели?
Вопрос: Нет.

Терентий: Значит, это не ваше мнение. Фильм вроде как еще никто и не видел. Его даже в интернете нет. Как же можно судить о том, чего мы не видели? Это и не по-евангельски. Знаю, что есть роман Геннадия Седова «Матильда Кшесинская», но я его не читал, и то лишь потому, что просто не читаю современную художественную литературу. Знаете, мне кажется, что в современной России до сих пор нарушен принцип формирования общественного мнения. Оно либо навязывается, либо фрагментируется и потом как-то криво склеивается из фрагментов. Это происходит потому, что наша страна в настоящее время лишена идейной основы. Нет того магнита, который бы упорядочил металлические частицы в нужной последовательности. Видимо, мы пока еще только вырабатываем собственный подход, и он представляет собой нечто вроде синтеза чувств и ума, а на это требуется время. Мы и в западном пространстве не уживаемся, и с традициями не можем разобраться, не понимаем того, что должно в них доминировать: то ли советские праздники, то ли православные, а может, вообще блинно-масленичная языческая культура. И все это вроде бы как нужно... Но пирамида еще не собрана, она пока заваливается, а для государства это вопрос жизни и смерти, между прочим. Это как разлад в семье, принципы те же самые. И чем раньше мы придем к согласию, тем быстрее возьмемся за весла и поплывем. А пока что мы - в положении героев известной басни Крылова.

Вопрос: А вы как видите, Терентий, на чем все-таки нужно остановится?

Терентий: На всем, но понемногу. Наша страна до сих пор во многом Союзная Советская Социалистическая Россия, а проще СССР. Страна полиструктурная, многослойная, многоконфессиональная и многофункциональная, а потому синтез чувств и ума ей необходим. Надо сначала найти его, затем утвердиться в нем, а дальше - Бог подскажет. Россия такая огромная, а ее почему-то постоянно лихорадит мелким мандражом. Конечно же, мы не колосс на глиняных ногах, но и медведем с поджатым задом тоже ходить ни к чему. Более того, у нас нет к этому никаких причин, разве что вбитое веками в сознание русского человека состояние неловкости, стеснительности перед всякой наглостью и барством. Мы все похожи на старика, героя известной сказки Пушкина, - уж больно дурачинная и простофильная мы нация. Но у нас, правда, есть и своя особенность. С нами сдружились и как-то ладят и золотые рыбки, и коньки-горбунки, и даже жар-птицы, проще говоря, ангелы Господни, видимо потому, что душа российская - страстотерпица. Наш народ доверчивый. Может это и плохо для мира, но для Бога оно в самый раз. Надо сделать вдох, выдохнуть и расслабиться. Россия Богом любима, а потому и приснонаказуема. Она, пожалуй, лучшее место на земле для спасения души. И наш конек – это терпение.
И здесь самое время вспомнить слова апостола Павла, они сказаны словно для России: "... хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам."

Беседу вела Алина Королькова. 20 октября 2017
(0 пользователям это нравится)