PERSONA TETRA GRATA

Тема не простая, но интересная и очень важная, когда вопрос касается личности человека. Признаться, её изучением я занимаюсь не один десяток лет, что сегодня мне позволяет сузить широту восприятия до удобной всякому читателю схемы. Всегда ценил краткость и лаконичность, а в этих вопросах — тем более. Итак, давайте рассмотрим всё по порядку, а для удобства просто представьте равнобедренный треугольник с вершиной, направленной вверх. К вершине, а именно к духовной составляющей личности, мы подойдём чуть позже, а пока рассмотрим правую грань фигуры:
Первое, и замечу, малоперспективное состояние — это когда образованность доминирует над умом. И такое случается нередко, когда человек может быть образованным, но не умным, что делает его неспособным решать тактические задачи. как говорится, нахватался вершков, а с корешками соединить ума-то и не достает . Если сравнить с тем же магазином, представьте наличие в нем всего, но без присутствия товароведа или продавца: дескать, копайся сам, может что-то и найдёшь полезное. Увы, но отсутствие ума не позволяет оптимально решать подобные задачи. Скорее всего, человек продолжит хапать всё и без особого разбору: мол, позже посмотрю, а посмотреть-то не получится, ибо ума как не было, так и нет.
Второе, более перспективное, — это когда человек может быть умным, но при этом малообразованным, что делает его неспособным решать стратегические задачи. Отсутствие знаний сродни скудному ассортименту в магазине, когда есть запрос, есть и предложения , но не хватает составляющих для выполнения поставленной задачи.
Третье, оно же и базовое, можно сказать, желаемое, — это когда человек в меру умён и достаточно образован, что делает его способным решать как тактические, так и стратегические задачи. Анализировать данные и синтезировать функциональные ходы, то есть предлагать системные решения.
Собственно, всякое обучение и должно быть построено на выявлении и развитии этих качеств в человеке. Качество ума или мышления определяется на вступительных экзаменах (но не на ЕГЭ), а сам процесс обучения позволяет повысить уровень знаний, то есть образованность. Это позволяет человеку непосредственно перейти к тому, что называется ассоциативным рассуждением, и в конечном счёте это и формирует его интеллект. Так что интеллект — это проекция поствузовская, выстраиваемая не только на логике, но и на богатом воображении, то есть сенсорном восприятии. В моем представлении это — правая или рациональная грань личностного треугольника.
Итак, мы с вами рассмотрели первую ступень творческой личности. Далее следует вторая, и это то, что я называю её культурной составляющей или этико-нравственной доминантой. Сюда входит всё, что мы называем искусством, начиная от музыки, живописи, литературы и заканчивая театром, кино, архитектурой и так далее. В моем представлении — это левая грань личностного треугольника.
Вершину данного треугольника представляет духовное наполнение или религиозное, которое определяет не только цели двух первых, но и их смысл. Не важно, в какой момент жизни выявляется в человеке это направление, главное, чтобы оно было, ибо без него невозможно формирование высокоразвитой и высокоорганизованной личности. Если отсутствует дао (путь), если нет оси для сюжетного повествования, то нет ничего, что скрепляло бы уровень его культуры, образованность и умственные навыки воедино.
Основанием личностного треугольника для меня является ремесло, то есть всякий бытовой навык, предназначенный для текущего существования, куда входят трудиться, вести хозяйство и решать повседневные задачи.
Ремесленная платформа соприкасается в вершинах-точках как с интеллектуальной, так и с культурной, а далее, путем их посредничества, эволюционирует в духовную сферу.
В эту принципиальную личностную схему легко вписываются пять базовых служений человека. Это основные социальные профпрерогативы: священник, учитель, врач, судья и воин. Священник окормляет наш с вами дух, учитель дает нам знания, врач лечит наше тело, судья помогает решать социальные задачи, а воин защищает. Понятно, что в каждом из них должны присутствовать в какой-то степени свойства остальных (персонотерапия). И каждому важно понимать, что это не работа, а служение, а потому никаких сделок с совестью здесь быть не должно!

Терентий Травник. Из книги «Три-Четыре».
(0 пользователям это нравится)