Поэтическая десятилетка

Расположенность к стихосложению обязательна для всякого, решившего осваивать этот непростой вид словесного творчества, но, помимо этого, существует некая школа, которая подразумевает прохождение нескольких, а точнее, десяти этапов. Итак, по порядку:
Самый первый поэтический этап или класс помогает пишущему освоить ритм или, как его принято называть, размер. Существуют даже упражнения, с помощью которых вырабатывается навык делать это и быстрее, и успешнее. Обучение в первом классе поэзии изначально подразумевает наличие у пишущего чувства ритма, и потому будущие хорошие поэты всегда музыкальны.
Следующий этап – это класс рифмы. Поиск рифмы - довольно-таки увлекательное занятие, и потому многих оно увлекает настолько, что делает их рифмозависимыми сочинителями, и это подчас надолго задерживает поэта на пути к вершине, превращая его в обычного рифмоплёта. Данному этапу предназначено завершить начальную школу поэзии. Увы, но многие остаются в этом классе навсегда, не подозревая, что ритм и рифма - это всего лишь начало в деле написания стихов.
И не узнал бы мир настоящей поэзии, если бы среди рифмоплётов не находились те, кто двигался бы дальше после того, как освоил ритм-энд-рифму, перейдя к третьему этапу - в класс поэтической музыки, а точнее, фонетики, где развивают чувствование красивого расположения звуков в строке. Каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов, умело используя выразительные возможности звучащей стороны речи.
Освоив фонетику, пишущий переходит в класс четвертый – класс поэтического рисунка и живописи, где его обучают образности написания, одновременно ставя акцент на сдержанном отношении к эпитетам и сравнениям, не давая увлеченному, почувствовавшему в себе силы автору превращать свое сочинительство в цветастое месиво из прилагательных и наречий.
И только со следующего класса, пятого, начинается вхождение пишущего в настоящую поэтическую мастерскую. В пятом изучают композицию! Именно понимание того, что есть композиция, и умение ее выстраивать приводят к единственно верному написанию стихотворения с началом, затем с развитием поэтической мысли и финальным выводом — кодой. Именно в пятом классе поэт приобретает квалификацию поэта-композитора и получает реальный допуск к стихосложению, имея за плечами опыт четырех предыдущих классов.
По окончании пятого поэт завершает курс средней поэтической школы и переходит в класс шестой – можно сказать, что в первый, но уже высшей школы поэзии, где поэта обучают знать и понимать то, о чем он собирается писать.Поэты, не сумевшие освоить программу этого класса, зачастую так и остаются искусными графоманами, умеющими мастерски рифмовать то, о чем они не имеют никакого представления.
Тем не менее, если ученик достигает определенного уровня в понимании написанного, к нему приходит время интуитивных находок и озарений, и тогда он переходит на седьмой этап, когда ему позволяется прибегать к некоей вольности в написании. Это - класс неологизмов, импровизации и экспериментов, класс правильного отношения к банальностям и глагольным рифмам. В поэзии позволительно импровизировать только тем авторам, кто, пройдя начальную и среднюю школы, хорошо владеет техникой написания, иначе пишущий рискует превратить своё творение в непотребную галиматью из неестественных наворотов и неудачных опытов и находок.
В следующий класс, восьмой, немыслимо перейти без умения здраво мыслить. Здесь учат глубине мысли, пониманию ценности того, чем пишущий занимается и готовят к переходу в девятый – класс естественности и простоты, что основаны на том уровне нравственного постижения поэтического искусства, когда пишущий научается не задумываться над формой и техникой, но отдаваться личному чутью, которое к этому времени опирается на многочисленные знания и жизненный опыт.
И, наконец, десятый – класс принятия полной ответственности за всё написанное, класс терпения всякой неудачи на литературном поприще и умения наказывать самого себя, класс самокритики и моментов полного разочарования в собственном мастерстве. Но это и класс открытия своего призвания к поэзии, а в итоге - экзамен на личностную состоятельность в литературном мире, который принимает сама жизнь.
Как правило, обучение в школе поэзии занимает 10-15 лет, и если вы по её окончании продолжаете сочинять, то существует вероятность того, что вы станете настоящим поэтом.
Как -то раз Евгений Евтушенко, отвечая на вопрос относительно объемов написанного им, вполне резонно заметил, что из всего сделанного им он оставил бы не более пяти процентов: это и был ответ настоящего поэта, с отличием закончившего поэтическую десятилетку…

Терентий Травник. Из книги "Временное и постоянное".
(0 пользователям это нравится)