Положение вещей

Если бы Иосиф Сталин позволял в 30-е годы уезжать из страны так, как делает это сегодня Владимир Путин, то вполне можно допустить, что нынешнюю четверть населения Соединенных штатов и Европы составляли бы потомки потенциальных узников ГУЛАГА. Но Сталин этого не сделал, видимо понимая, что так называемые враги народа не остановятся на принятии ситуации, а сколотят антисоветский фронт, который рано или поздно докопается до нашей с вами страны. Сегодня трудно оценить решение Сталина, но то, что он не дал стране развалиться и пойти с молотка, в этом нет никакого сомнения.
Большинство из тех, кто нынче попадает под клеймо иноагента, что-то вроде современного врага народа, выходцы из благополучного и сверхблагополучного социального слоя. Все они стяжали уважение и вес в обществе, имели более, чем высокий достаток, и всё это было возможно в тех условиях и в той стране, которую они покинули. Трудно себе представить, чтобы некоторые из них (имена не называю) смогли бы так много зарабатывать и так роскошно жить за границей, как в России, если бы покинули страну на рубеже начала перестройки. Остаётся непонятным: так всё-таки, что их так озлобило, так круто настроило против руководства, против страны и её народа. Неужели только лишь протест против военных действий России?
Конечно бывает всякое, но тем не менее, всё равно трудно представить, чтобы человек, получающий за концерт миллионы, мог не просто размышлять о каком-то гуманизме и добре, а глубоко и сердечно в этом участвовать. А если даже оно так и было, то проявлялось бы это совершенно иначе, нежели, как постоянное отсиживание на ТВ-каналах и рекламных роликах. Откровенно говоря, для того, чтобы стать и быть таким поборником чести и порядочности, как многие себя преподносят, необходимо жить и расти далеко не в той среде вечных тусовок, корпоративов и запредельного гламура, в коих они с охотой обитали. Мыслить подобным образом, означало бы допустить, что в местах, не столь отдаленных куются лучшие кадры для будущих служителей церкви, истинные благотворители и жертвователи на нужды российского народа. И я не ёрничаю, а говорю очевидные вещи.
Откровенно говоря, мне жаль всех – и тех, кто уехал, впав в негодование, и тех, кто рос и воспитывался на их творчестве. Нет, речь не Моргенштерне и иже с ним, а о тех, кто на сцене и на экране своим талантом был допущен к тому, чтобы коснуться судеб великих деятелей культуры и искусства нашей Родины, реально существующих людей, причем тех, кто жил в гораздо тяжелейших условиях, отсиживал в лагерях и при этом не покинул и не предал свой народ. Конечно не всякий играющий в кино подонка таковым и является, так оно и есть. Но всё же подлинное искусство, то искусство, о котором мыслил и говорил Станиславский, подразумевает настолько сильную самоотдачу, что зачастую артист сливается со своим героем, создавая с ним единое целое, и тогда мы, зрители, начинаем ему верить. И чтобы оно произошло, нужно и в жизни соответствовать этим качествам. Вы можете представить Ланового – ворюгой, а Тихонова – содержателем притона, Ульянова – торговцем наркотиками, а Евгения Леонова – сутенером? Думаю, что нет. Вот и я об этом. А всё потому, что это величайшие мастера своего дела, люди с судьбой и максимум, что они могли себе позволить, так это пить - и то больше от перенапряжения, а не от разнузданности, но никогда и ни при каких условиях не стремились покинуть свою Родину и свой народ, а тем более ещё и со скандалом. Те же, кто иммигрировал, скажем, Савелий Крамаров или Олег Видов, всё равно остались российским, советскими артистами, любимыми миллионами и сегодня, а всё по той же самой причине – они не дошли, точнее не опустились до шкурничества.
Конечно же уезжать или оставаться, это дело лично каждого и причины на это могут быть самые разные, вплоть до зависти и гонения своими же коллегами по цеху, что известно только в их тесном круге. И тогда понятно, что побудило человека к отъезду. Но даже если оно и так, то зачем, находясь за тысячи километров от страны, сидя в плетеном кресле под пальмой и явно демонстрируя всем своим видом собственное счастье и благополучие, плевать в сторону своего народа. Не властей, а опять же в народ. Плевать в лицо тем, кто ходил на твои концерты, покупал диски с твоими песнями, а по существу и сделал из тебя то, что называется в шоу бизнесе этим, на мой взгляд, пошловато-приторным словечком – звезда.
Конечно же время лечит, и когда-то волна народного признания сможет отодрать созданное мастерами легкого и не очень жанра благо, созданное их душой от их бытовой мерзости, их истеричных проклятий и хамства. Так были «отмыты» Бунин и Куприн, Вертинский и Шаляпин, Набоков и Бродский, Нуриев и Тарковский, но есть одно существенное замечание - все они обладали принципиально объединяющим свойством. Наряду с величайшим гением собственного мастерства, никто из них не был подлецом и никогда не отказывался от своей Родины, даже если эта самая Родина припечатывала его к земле начищенным энкавэдэшным сапогом, скажем, как Иосифа Бродского или Александра Солженицына.
А может дело вообще не в этом? И никакого патриотического томления в этом массовом драпеже постперестроечной элиты и нет? Может всё гораздо проще – и человек хочет и имеет право жить так, как он хочет, вот и всё? Так и рвётся с языка: да, ради Бога, живи, но гадить-то зачем? Я же тебе верил, а мои дети вообще тебя обожали, а теперь они верят тому, что ты несёшь из большой и сказочной страны. Только ты - там, а мы здесь, где под боком стреляют и рвутся снаряды. И убивать, если что, будут моих детей, и голодать будут мои внуки, так что, приятель, не лезь! Просто не лезь и всё! Будь хоть здесь человеком, товарищ звезда сцены, экрана или на худой конец обложки журнала. Да, собственно, какая теперь разница… Ты и сам всё прекрасно понимаешь. А если нет, то настройся, ты же артист, и войди хоть раз в образ, войди в роль человека способного въехать в положение вещей…

Терентий Травник. Из книги "Корни и семена".
(0 пользователям это нравится)