После беседы

Недавно беседовал со своим близким другом — всемирно известным художником, академиком Российской академии живописи, и он в разговоре проронил, что занимается только искусством, именно искусством, а никак не творчеством, ибо творчество не для него: оно мелкое, оно в школах и детских садах. В общем, как я понял, он имел в виду детское творчество, когда дети лепят из пластилина, рисуют и клеят аппликации. Вполне возможно, расхождение произошло потому, что мы заранее не договорились о понятиях.
Что ж, спорить не буду, хотя лично для себя я давно отделил творчество от искусства, отдав первому процессы созидания мастером с пониженным эго, а второму — с гиперболизированным. Нет, я не придираюсь к словам, к тому же на эту тему у меня написано немало статей, но скажу следующее: поразительно, но мой друг, сам того не желая, отвел творчеству высшую ступень, поместив его в детские сады. Именно там, по моему убеждению, оно не только рождается, но и находится в своем наивысшем могуществе, рассказывая о мире. Не скажу о мастерстве, это к делу не относится: оно и там, и здесь. Речь идет о первозданности восприятия мира еще не совращенной этим миром детской душой. Будьте, как дети, и войдете в… творчество, а значит, и в Царство Божие. Мастер творящий тем отличается от мастера, искушаемого гармонией и красотой, что работает с минимальным эго, а это значит — с любовью. При этом технически оба могут быть просто безупречными.
А теперь ответьте мне на простой вопрос: как , по-вашему, Господь занимается творчеством или искусством? А если все-таки творчеством, то почему?
Лично я отвечаю, что творчеством, поскольку Он любит. Искусство — это промежуточное звено на пути к творчеству. Я бы сказал, что искусство, как для художника, так и для его зрителя, — это территория, где эго сражается с любовью, ибо у них разные цели и задачи. Если побеждает эго, то художник, уходя в генерализированный пафос, становится магом, оставаясь при этом художником, но если — любовь, то художник перерастает в мастера, облаченного в тело простоты и кротости. С чего, собственно, и начинается подлинное служение и Богу, и человеку. Цель всякого искусства – оспорить Дух. Цель творчества – простить искусство, ибо всякое творчество есть преображенное любовью искусство.
Вполне возможно, что найдутся и те, кто скажет, что достаточно просто наблюдать за волнами времени и подстраиваться под гребень волны перемен, подобно серфермену. Что ж, может оно и так, но предупреждаю, что дух времени коварен. С ним может ладить не каждый, но только человек, обуздавший хотя бы большинство своих же страстей, иначе соблазнится.
Подстраиваться под перемены - мера вынужденная. Надо плыть и ориентироваться на свет маяка, а каким будет этот маяк и его свет , зависит от нравственных начал в самом человеке, точнее , от его выбора.

Терентий Травник. Из книги «Три-Четыре».
(0 пользователям это нравится)