Повторение - часть учения и доля мастерства

Позаимствовать чужую мысль или идею, самостоятельно её развить, привнеся нечто такое, что сделает ваше произведение лучше, - гораздо сложнее, чем создать свое, личное. И это понятно, ибо разрабатывая собственный проект, вы начинаете двигаться с самого начала, можно сказать, с первой точки, и посему являетесь подлинным знатоком абсолютно всех нюансов создаваемого вами. Именно это знание и дает вам неоспоримое преимущество перед теми, кто берет и развивает чужие идеи и мысли. И это называется не плагиатом, а заимствованием. Иногда заимствования оправдывают себя, и получаются произведения если не лучшие, то не менее интересные в сравнении с первоисточником. Но бывают и подлинные шедевры. К примеру, Алексей Толстой, автор "Буратино", взял сюжет из сказки итальянца Карло Коллоди "Приключения Пиноккио" . С одной стороны, налицо полная идентичность фабулы , и сюжетная линия тоже повторяется. С другой - русский автор сказки " Золотой ключик или приключения Буратино" добавил несколько новых персонажей и наделил их такими чертами характера, каких не было у героев Карло Коллоди. Кроме того, Алексей Толстой постарался придать истории о деревянном человечке как можно больше доброты. Даже отрицательные персонажи сказки изображаются у него не лишенными душевных качеств и способными к раскаянию. В конце концов вопрос о том, кто написал "Буратино", решился неожиданным образом: популярность произведения Толстого в десятки раз выше, чем у сказки о Пиноккио, созданной итальянцем.
Владимир Иванович Даль, близкий друг Пушкина, подарил великому поэту идею «Сказки о рыбаке и рыбке». А в его «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» прослеживается явное сходство со сказкой братьев Гримм о Белоснежке, в которой рассказывается о том, как ревнивая мачеха преследовала нелюбимую падчерицу.
Заимствуют, пусть и в минимальной степени, все, включая даже тех, кто уверяет, что это - его личное. Именно поэтому настоящие мастера поясняют, что ничего из созданного в искусстве человеку не принадлежит, а сам автор есть не кто иной, как тот, кому была открыта возможность посетить великое хранилище идей, созданное самим Богом. С этим согласен и я, ибо в каждую минуту творчества отчетливо понимаю сам, что являюсь только проводником открытой мне темы.
К сожалению, но в мире искусства все-таки возникают споры об авторстве. Ведя подобные дискуссии, надо отдавать себе отчет, что всякая идея, тема, мелодия могут прийти в равных долях совершенно незнакомым между собой людям. Кстати, в науке нередко отмечается нечто похожее, и потому на соискание премии по одной теме выдвигаются сразу несколько ученых. Было бы странным считать их плагиаторами.
Но, тем не менее, плагиат существует. И все-таки, что это такое, и чем он отличается от случайного совпадения? Закон утверждает, что именно умышленно совершаемое кем-то незаконное использование результатов чужого творческого труда, сопровождаемое доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе, и есть плагиат. В общем-то здесь все понятно, а вот нюансы - обсуждаемы. Конечно же, с плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности, понимая, что все произведения науки и искусства в той или иной степени основаны на материале ранее созданных произведений.
Подлинно прекрасное всегда вдохновляет, и потому художниками, музыкантами, литераторами неосознанно, а то и открыто копируется та или иная манера. Так возникают школы искусства. К примеру, можно ли считать импрессионистов или передвижников плагиаторами? Конечно же нет, ибо работы каждого из них имеют свой оттенок, свою ноту звучания, отличающую их от того общего, что было создано ими как группой единомышленников. Посмотрите на полотна гениев сюрреализма – Эрнста, Дали, Блюма, а потом взгляните на полотна великого Босха - и вы найдете схожесть идей, хотя гениальный голландец творил почти на полтысячелетия раньше.
В заключение, возвращаясь к плагиату, можно сказать, что в действительности это довольно-таки редкое явление, и раздувание этой темы, как мне кажется, напрямую связано с коммерциализацией искусства. Именно продажа произведений и породила плагиат как особый вид мошенничества. А посему всё, что не имеет, точнее, не достигло определенного уровня материальной ценности, можно сказать, не плагиатизируется: просто в этом нет никакого смысла. Так что споры и ссоры относительно схожих мелодий, строк, штрихов и оттенков во многом излишни. Творите смело, особо не задумываясь над собственной оригинальностью или уникальностью. Время само всё определит и возведёт вас и ваши труды в ту степень неповторимости, которую отвел для этого сам Господь.

Терентий Травник. Из писем и дневников. Книга вторая.
(0 пользователям это нравится)